прогрессивное

Nov 16, 2015 18:56

Барселона занимает почетное место в заокеанской эпопее Испании. Там было напечатано первое сообщение об открытии Америки, там Колумб после возвращения встретился с католическими монархами и доложил о результатах похода. Барселонцы этим всегда гордились, и 60-метровый монумент Колумбу стал одним из символов города.
Времена меняются. На последнюю годовщину открытия Америки мэр заявила, что «это позор государства, нечего праздновать геноцид». Такие разговоры сейчас в Каталонии не редкость. Агрессивные испанцы всюду лезли, воевали и грабили, а мы - мирный цивилизованный народ, мы тут не при чем.

Строго говоря, основания у них есть. Каталония 15-17 веков в значительной степени сохраняла самоуправление, прежние свободы и привилегии. Местные законы (constituciones), соблюдать которые король Испании обязывался, запрещали посылать каталонцев на военную службу за пределы провинции. Добровольцами ехать могли, но редко хотели. Их участие в войнах империи свелось, главным образом, к нечастой отправке на фронт амнистированной шпаны, вроде tercio bandolero («бандитской терции») во Фландрии в 1588. Исключения, конечно, были (Лепанто), но в целом каталонцы «Золотого века» действительно сидели дома.

Может, оно и к лучшему, у них там была своя атмосфера. В «Дон-Кихоте» Санчо, подойдя к дереву, нащупывает там чьи-то ноги и пугается. Дон-Кихот его успокаивает: «Не бойся, Санчо. Это мертвые разбойники, власти их так вешают по 20-30 человек сразу. Из чего я заключаю, что мы недалеко от Барселоны».
Примета верная - визитной карточкой Каталонии были вездесущие бандиты, вооруженные кремневыми пистолетами местного образца. Они не заставили себя ждать: "их окружили 40 разбойников, велев им стоять смирно...атаман сидел на коне, в стальной кольчуге, по бокам у него висели 4 пистолета, которые в тех краях называют pedreñales.” Рыцарь храбрится: "будь я на коне, с копьем и щитом, твоим воинам нелегко было бы со мной справиться".



«а вот если бы у Дон-Кихота был короткоствол...». Pedreñal 17 века с микелетным замком, Военный музей Барселоны (фото из сети). Что-то среднее между кремневым пистолетом и аркебузой, хотя могли быть и короче. Для времен массового фитильного оружия настоящий хай-тек. Название, вероятно, искаженное pedernal (кремень).

Бандолерос - обычное дело в Средиземноморье, но тут особый случай. В местных элитах заправляли две враждовавшие политико-мафиозные клики, "nyerros” и "cadells”. В каждую входили и дворяне, и чиновники, и бандиты. Это приводило к их полному симбиозу, так что в бандах было много дворянской молодежи, а главари имели влиятельных покровителей. Горная местность, близость границы и массовый огнестрел тоже ситуацию не облегчали.
И ладно бы они бомбили только проезжих. Барселона была важным пунктом на пути денежных потоков короны. Отсюда серебро шло на кораблях в банки Генуи, а затем во Фландрию для оплаты армии. Поэтому по барселонской дороге регулярно брели караваны мулов, груженых слитками серебра. На военном конвое казна, как обычно, экономила, полагаясь на местных охранников. Грех не поиграть в Дрейка.

Агент генуэзского банка Л.Пребе в дек.1613 оставил описание этой робингудовщины:
«Я пишу, чтобы сообщить ужасные новости. Сегодня около часа дня обоз был на дороге Льейда-Барселона под охраной 80 человек из Серверы. Внезапно около сотни бандитов вышли из гор, каждый имел 4 аркебузы. Они разграбили обоз, серебро и деньги...вся охрана бежала, и бандиты вскрывали ящики в свое удовольствие. Я послал за помощью в Серверу, явилось 200 человек, но ни один не хотел драться, хотя я умолял их именем короля. Они отвечали, что у них дети, которых король не будет кормить, если они погибнут. Сами бандиты унесли всего 10-12 ящиков, остальное украли местные жители, которых мы позвали на помощь. Они были заодно с бандитами, которые сказали им: «берите, сколько хотите, сейчас время разбогатеть. А кто не возьмет, тому раскроим голову». Я умолял главаря остановить их, но он ответил: «мне приятнее, что люди разбогатеют за счет генуэзцев, чем если бы я унес все деньги сам». …Вы должны знать, что все здешние жители воры, даже монахи. Женщины и дети тоже грабили вместе со всеми...»

"4 аркебузы" - это, видимо, непривычные для итальянца pedreñales. Ущерб составил 180 000 дукатов - месячное жалованье всей фламандской армии. Поиски краденого ничего не дали, серебро растворилось в воздухе. Чиновники скорбно констатировали: «все думают, что большая часть похищенного сейчас в Барселоне, в руках людей с большими связями, к которым относятся с почтением». (J.Elliott, “Revolt of the Catalans”).

Власти усматривали зависимость между криминалом и короткостволом, поэтому еще в 1602 были запрещены pedreñales с длиной ствола «менее 4 ладоней» (90 см). От пистолетов надлежало либо избавиться, либо установить на них длинный ствол, что приводило к созданию совсем несуразных образцов. Указ встретил яростное сопротивление дворян и саботаж населения, так что в 1616 его пришлось принимать снова. С жуликами понятно, но и законопослушные (в теории) граждане были против. Аргументы обычно выдвигались технические: неудобство слишком длинных pedreñales в лесу при перестрелке с бандитами, трудности стрельбы с седла и т.д.

Настоящие причины откровенно изложил Ф. де Жилабер в «Рассуждениях о качествах моей провинции» (1616). По его словам, каталонцы с детства так привычны к пистолетам, что это первый инструмент, которым они учатся владеть. С аркебузами и другим длинностволом они никогда не будут так ловки, из-за их тяжести и неудобства. Отнять у них pedreñal короткой модели - значит "лишить их накопленных годами навыков, сделать беззащитными, оставить всю провинцию на захват и разграбление. ...Качества и склонности этой земли таковы, что дают любовь к оружию, оно необходимо в этом суровом малолюдном краю. Во времена римлян наши предки предпочитали умереть, чем жить без оружия. А что до смертности от пистолетов, то убивает не инструмент, а людская злоба".

Права-свободы, оргпреступность и gun lobby - каталонцы и впрямь далеко ушли по пути прогресса. Можно понять их пассивность в имперских авантюрах. Зачем ехать в Америку искать приключений, когда у тебя прямо дома свой дикий Запад, свои «серебряные флоты» и даже свой Фрэнсис Дрейк.

Испания, оружие

Previous post Next post
Up