допризывная подготовка

Oct 24, 2015 20:44

95-й стрелковый полк армии Веллингтона (95th Rifles) в представлении не нуждается, сериал про Шарпа все видели. Но в фильме почему-то только oдин стрелок из Ирландии, сержант Харпер. В реале полк с самого начала набирал там много рекрутов (затем его сильно разбавили англичанами, но процент ирландцев всегда был высок). Служба предстояла трудная и опасная, и начальство считало, что «ирландцы менее избалованы и более выносливы, чем английские солдаты, и лучше подходят для подвижной легкой пехоты.»

Результат несложно предвидеть. Бен Харрис, завербовавшийся в 1803, позже много чего повидал «за теми холмами, в туманной дали». Первые впечатления, однако, запали в душу.
«В Дублине я встретил стрелков 95-го полка, и мне так понравился их лихой и бесшабашный вид, что, увидев их вербовщиков, я вызвался добровольцем.» ("Recollections", 1848). Харрис был англичанин, но другие рекруты местные, и они пили, танцевали и дрались всю дорогу до Англии. «Все они таскали огромные «шиллейла» (дубинки), не выпуская ни на секунду, как будто их жизнь зависела от того, и были готовы применить их при малейшей возможности.
… Когда мы вошли в долину Солсбери, они пришли в восторг, и, разойдясь по лужайке, начали танцевать джигу. Потом один из католиков, танцевавший с протестантом, вдруг испустил крик, подпрыгнул и обрушил на него свою шиллейла, свалив с ног. Сразу заработали дубинки, немногочисленные протестанты быстро были побеждены. Но затем раздались крики «Ура, Виклоу!», «Ура, Коннахт!», «Ура, Ольстер!». И они снова начали драку, как будто хотели закончить свою солдатскую карьеру прямо здесь».

Ничего личного. Это был просто faction fight («драка фракций»), обычное для Ирландии зрелище. Вот как его описывал тамошний юрист Д.Баррингтон («Personal sketches”, 1830):
"Фракции состоят из приходов или городов, чьи жители лично хорошие друзья, но обязаны коллективно ненавидеть друг друга на ярмарках, в пивных и т.д. Был негласный уговор, что раз в год они обязательно проводят сражение на ярмарке в Дайсарте, куда все приезжали с женами и детьми. ...Ярмарка шла как обычно, пока виски не брало верх, и пора было «немного побиться, как делали наши отцы». Оружием всегда были дубинки. Ничего железного у них я никогда не видел, а кулачный бой считался слишком вульгарным для потомков ирландских принцев. Друзья и соседи присоединялись - это же немыслимо, чтобы выпивший ирландский крестьянин не поучаствовал, если рядом весело идет драка. Два часа считались нормальной продолжительностью боя, а затем, когда фракции уставали, священник его прекращал".



Daniel Maclise, “Ярмарка в Доннибруке", сер.19в. Справа еще торгуют, слева уже летают дубины. Вопреки словам Баррингтона, на краю слева боксируют (правда, рисунок относится к более позднему периоду).

«Бой начинался таким образом. Какой-нибудь малый, размахивая своей шиллейла, выкрикивал: «Рога! Бараньи рога! Кто посмеет сказать, что есть что-то кривее бараньих рогов?». На это из палатки выпрыгивал другой парень, отвечая: «Твой череп сейчас будет кривее рогов!», и ударом дубины сбивал его с ног. Фракции выбегали из палаток и брались за работу, раздавая удары налево и направо, а затем разбивались на небольшие группы, дравшиеся в палатках и вокруг них. …Если одна фракция начинала проигрывать, то она отбегала, поскольку ни одна из сторон не стояла до последнего, так что они попеременно наступали, отступали, бежали и снова группировались.
...После боя разбитые головы бинтовались, и виски с весельем шло по кругу. Никто не таил враждебности, и до следующей ярмарки все снова были друзьями».

Агрессивность и подвижность, ребята просто рождены для легкой пехоты. В том числе и в самом важном аспекте - секретом успеха застрельщиков была не винтовка Бейкера, а профессионализм и вера в свою элитность, esprit de corps. У фракций тоже esprit de corps был очень развит, и «Ура, Коннахт!» легко трансформировалось в гордость за свой полк, «который всегда делает первый и последний выстрелы в каждой битве».



Вербовочный плакат 1808 года. «Стань стрелком 95-го, солдатом лучшего полка британской армии. Носи удобный зеленый мундир, а не отбеливай ремни глиной. Попадай в противника с 500 ярдов, а не мажь с 50. Имей все самое лучшее, честь на войне и уважение дома.»

Ирландцы воевали так же, как дрались на ярмарке - весело и азартно. Об их службе есть много рассказов разной степени достоверности, смешных и трагических. От Тома Планкетта, положившего французского генерала с предельной дистанции, до рядового Флинна, который прицелился в противника, но внезапно перевел ствол вниз и начал что-то высматривать в траве. А на недоуменный вопрос лейтенанта ответил: "Застрелить француза я каждый день могу, а вот зайцы тут редко попадаются".

Есть и другая деталь, заставляющая вспомнить ярмарочные драки с примирением за стаканом виски. Ветераны 95-го вспоминают не только про кровь, голод и мародерство. Много эпизодов, как стрелки, под ураганным огнем хладнокровно выбивавшие офицеров и артиллеристов, в минуты затишья братались с французами, помогали их раненым (хватает, правда, и обратного).
Сержант-ирландец 95 полка Э.Костелло вспоминал, как в августе 1813 они настигли в горах измученную отступлением французскую колонну при переправе через реку. Положение колонны было безнадежно. «К счастью, к чести британских солдат, многие наши люди, зная, что французы перенесли то, что они и сами испытали, отказались стрелять и призвали остальных пощадить врага, поскольку это было бы немногим лучше убийства.» (“Memoirs”, 1839).

Солдаты Веллингтона, конечно, не ангелы (он и сам звал их сбродом). Но есть что-то симпатичное в людях, смотрящих на войну, как на «схватку фракций». Они хорошо дерутся, потому что любят драться и побеждать, но они не обязаны ненавидеть противника.



Jose Ferre Clauzel "95 полк при Ватерлоо", 2014. Перестрелка с вольтижерами.

Британские острова

Previous post Next post
Up