Два капитана

Dec 19, 2012 17:23

Я недавно цитировал хроники Антонио де Морга- очень интересный источник о Филиппинах 16-17в. А в отчете о флотском музее Мадрида выкладывал фото пушек и пуль с нао «Сан-Диего», поднятых со дна в 1990-х. Стоит написать, как именно «Сан-Диего» под командованием Морги оказался на дне- бой был поучительный.

Оливер ван Ноорт вышел из Роттердама в сентябре 1598г. с купеческой флотилией из 4 судов (248 чел. экипажа), и направился в Гвинейский залив, чтобы затем пересечь Атлантику. Его задачей была торговля (пусть незаконная), а не пиратство. Но как-то так вышло, что он всю дорогу вступал в бои то с португальцами в Африке и Бразилии, то с индейцами в Патагонии.



Бой Ноорта с туземцами в Магеллановом проливе (из его отчета изд. 1602г.)

В штормах и туманах он потерял 2 корабля. До Тихого океана дошли галеон «Маурициус» (275т., 24 орудия) и яхта «Единство» (50т., 10 орудий), всего осталось 147 чел.



Карта Магелланова пролива, составленная Ноортом. Он открыл и нанес на карту бухты Оливер, Маурициус и Генри, но дальнейшему исследованию помешали льды.

Рассудив, что торговлей такие потери не возместить, он приступил к разбою, ограбив у берегов Чили несколько испанских судов, а затем прибыл на Филиппины и продолжил банкет с китайскими джонками.
Известие об этом вызвало в Маниле переполох. Пиратов почему-то приняли за англичан (в документах всюду «английские суда»). Встретить их было нечем- флот и солдаты, как обычно, были на юге архипелага, защищая его от набегов мусульманских флотилий с Минданао.

А главное, кто будет командовать? Опытных офицеров в Маниле хватало. Но, как всегда у испанцев, началась борьба амбиций, грызлись сторонники разных кандидатур. Поступили традиционно- командиром назначили богатого и влиятельного человека со стороны, против которого никто не возражал. Морга занимал высокую должность oidor (судья-администратор) и был популярен, подчиняться ему не зазорно. При этом он не имел ни малейшего военного или морского опыта-испанцы никогда не уставали наступать на те же грабли.

Морга с энтузиазмом взялся за подготовку, потратив немало своих денег. Он реквизировал 2 торговых судна: нао «Сан-Диего» и паташ «Сан-Бартоломе». Установил на них соотв. 14 и 10 разнокалиберных орудий (два по 12 фунтов, остальные мельче). Матросов почти не было, но он набрал несколько сот гражданских добровольцев и туземцев, снабдил их оружием, доспехами и продуктами. Организатором и снабженцем Морга был прекрасным, даже чересчур- по неопытности он перегрузил «Сан-Диего».

14 декабря 1600г. они обнаружили суда Ноорта, стоявшие на якоре у о-ва Фортуна, недалеко от входа в Манильскую бухту. Море было неспокойно. Морга на «Сан-Диего» зашел с наветренной стороны- за него были и инициатива, и численность. Но, когда корабли Ноорта открыли огонь, выяснилась маленькая деталь. «Сан-Диего» был перегружен и просел, и при таких волнах пушечные порты нельзя было открыть без риска затопить судно. Принимая ядра «Маурициуса», нао пошел на сближение с закрытыми портами. Пушки на фото из Морского музея не сделали ни одного выстрела.

Начался абордаж. Испанцев было больше, они были прекрасно вооружены. Они смели пиратов с палубы «Маурициуса» и загнали вниз, сорвали флаг, свернули их паруса. К ним подошел и «Сан-Бартоломе». Казалось, голландцам конец.

Затем случилось странное-командир «Сан-Бартоломе» Х.Альсега увел свое судно. Позже Морга обвинял его в неподчинении и нарушении приказа. Другие участники боя рассказывали, что, подойдя, Альсега открыл огонь. Испанцы на палубе «Маурициуса», опасаясь попасть под «дружеские» ядра, начали кричать: «Победа, корабль уже наш, не стреляйте!», и Альсега решил, что его помощь не нужна. Как бы то ни было, он ушел в погоню за яхтой «Единство», настиг ее и после короткого боя захватил (ее команду в 25 чел. позже повесили). Суда Морги и Ноорта остались один на один.

И тут стала очевидна разница- у голландцев был настоящий капитан. В безнадежной ситуации пираты дрались 6 часов, отстреливаясь снизу из мушкетов и ведя огонь из пушек по «Сан-Диего» в упор. В нескольких местах испанцы проломили палубу «Маурициуса» и стреляли через проломы вниз, пираты несли потери, но не сдавались-Ноорт держал команду в кулаке. Когда сопротивление его матросов начало слабеть, он пригрозил взорвать пороховой погреб, и заставил их продолжать бой. Морга в это время лежал на своем мостике, мучаясь морской болезнью, и никаких приказов не отдавал.

Затем, по словам Морги, «...пиратский корабль загорелся, пламя поднялось высоко у бизань-мачты и на корме.» Источник пожара неясен. То ли случайность, то ли Ноорт выполнил угрозу и действительно поджег свое судно, чтобы испугать испанцев. Если так, этот отчаянный трюк удался- Морга растерялся и приказал всем покинуть голландское судно, даже не пытаясь погасить огонь. Они спешно вернулись на «Сан-Диего», и обнаружили, что от полученных повреждений он быстро погружается в море.

Свой корабль тонет, чужой горит- голова закружится и у бывалого моряка, не то, что у этих сухопутных крыс ополченцев. Началась паника, а справиться с ней Морга не мог-это не в суде заседать. Люди думали только о своем спасении.
Напрасно священник Д. Сантьяго призывал: «Умрем как солдаты Христа, а не как корм для акул. Если наше судно потеряно, захватим вражеское». В шлюпке и на плоту мест не хватало, и испанцы в панике прыгали в воду. Многие даже не сняли кирас и шли ко дну- до берега далеко, а они были вымотаны боем. Отец Сантьяго отказался от места в шлюпке, остался на тонущем корабле, чтобы исповедовать умирающего, и погиб вместе с ним.

На «Маурициусе» паники не было. Под командой Ноорта остатки команды быстро потушили пожар, подняли уцелевшие паруса и ушли, избежав встречи с «Сан-Бартоломе». При этом прошли по плывущим испанцам, топя их пиками и шестами по головам. Всего на «Сан-Диего» погибло около 140 чел. из 300-450.


Гибель «Сан-Диего».

Морга, если ему верить, выполнил все, что полагается геройскому капитану- оставался на корабле до последнего, затем прыгнул в воду с захваченным голландским флагом и плыл до берега 4 часа (что-то долго, «Сан-Диего» обнаружили в 1992г. в километре от берега). Акул, к счастью, не было, при такой-то крови в воде. Добравшись до о.Фортуна, собрал выживших, нашел лодки и довел их до Манилы. После его обвиняли в трусости, нерешительности и т.д., а зря. Трусом он не был, просто не был и настоящим капитаном.

Чтобы оправдаться, он добился от губернатора Ф.Телло заверенного свидетельства с похвалами его поведению. Там указывалось, что «цель была достигнута, пираты разбиты. ...Противник бежал, подняв один фок, только и оставшийся из парусов. Почти вся их команда убита, потеряны шлюпка и все флаги, сорван такелаж, множество течей. По многим свидетельствам, их судно прошло Борнео только с 15 живыми матросами, в большинстве ранеными, и несколько дней спустя затонуло у Санды.»

Но Ноорт не затонул. Свой раздолбанный корабль с кучкой людей он провел через Индийский океан и Атлантику, избежав и штормы, и испанский флот. В августе 1601 они вошли в порт Роттердама, став первым голландским кораблем, совершившим кругосветку. Это заняло 3 года, они потеряли все корабли, кроме одного, и почти всех людей. По словам Б.Переса, вскоре говорившего с Ноортом, на борту оставалось 9 человек, и добрались они чудом, с деревянным якорем. Сам Ноорт в своем отчете называет 45 пришедших матросов, хотя, возможно, не все были из первоначального экипажа, а часть нанята по дороге. Во всяком случае, у Манилы победа явно была у испанцев в руках-если бы не характер Ноорта.



Оливер ван Ноорт.

Морга еще долго служил в Мексике и Эквадоре, сделал отличную юридическую и административную карьеру, написал ценную историю Филиппин. Но командовать больше не пытался- капитана из него не вышло.

Филиппины, море

Previous post Next post
Up