Предательство последнего государя России, кажется, вполне очевидно. В то, что нет никаких причин думать, что Николай Александрович отрекся от престола, уже достаточно писали, да даже и я написал
(см.
http://sashov.livejournal.com/6256.html ).
Даже те, кто всё это сознаёт, как правило, не видят никаких серьезных духовных последствий (или скрывают свое видение из каких-то политических соображений), и даже обвиняют самого Государя (некоторые с заметной долей симпатии, другие наоборот) в том, что он не пресек этого самого предательства, апеллируя обычно к примеру Сталина как более мудрого, адекватного и умелого правителя (впрочем, некоторые добавляют, что ему заведомо легче было бороться с заговорщиками, т.к. он слишком хорошо знал обо всех их приемах и методах изнутри - сам провел с ними много лет, и был достаточно близко к центру управиления).
Сперва скажу, что св. царственный мученик Николай сделал всё совершенно прямо и без обиняков: осуществил с Божьей помощью тот идеал, который исповедовал и на словах (и который, как предполагалось, исповедуют остальные, что уже в меньшей степени оказалось верным, к сожалению, слишком во многих случаях). Впрочем, и в этом его обвиняют. Иногда с симпатией (как и многих других: мол, это были другие люди, рыцарское воспитание, пулям не кланялись, в реальной войне со злом так нельзя).
У тех же, у кого и такой, как бы несколько снисходительной, симпатии нет, Николай Александрович нередко вызывает настоящую истерику. Настоящее помрачение рассудка. Например, его начинают обвинять во всех грехах вроде того, что он довел до крайности своим малым вниманием и малыми почестями дельных людей, спасителей России, вроде ген.Алексеева (поднявшегося из низов до начальника генштаба, но этого наверное так мало для скромного самоуважения генерала), или ген.Брусилова (получившего не такую награду о которой мечтал), поэтому страдальцы решили его предательски свергнуть, после чего эти гении развалили армию, проиграли выигранную войну, привели страну своим талантливым управлением к ~10млн. жертв, более чем десятилетию разрухи, долговому рабству, из которого только чудом (или другими причинами, не имеющими прямого отношения к этим деятелям) и только уже при Сталине старна смогла выбраться (тоже с немалыми жертвами), чем и подтвердили то, что царь их сильно недооценивал.
Но причина этого помрачения и проецирования вины на того, кто не был ни в чем виновен, а напротив - пострадал, мне кажется чисто психологически явным действием этой вины нераскаянности. Мы не признаём ее, но она сидит в глубине и не дает ни забыть ее, ни верно видеть всё, что ее касается (потому, что увидев всё верно, мы увидим, что она именно наша). (Я тут применяю нерукопожатную идею, что сын за отца в принципе как-то да отвечает; впрочем, собственно предательство в его активном виде было уделом сравнительно немногих, для большего количества людей это были отречение, отступление: нарушение присяги, безразличие, нерешительность и боязливость - отчасти, наверное, смягченные тем, что для большинства был совершенно неясен механизм, который позволил бы им сделать какие-то осмысленные действия, чтобы выступить в поддержку Царя, особенно это касается простого народа: не было у него эффективных социальных механизмов для дейсвтия, и изобрести он их не сумел; впрочем, известно, что воевавшие за красных солдаты/крестьяне часто осуждали "интеллигентов" именно за предательство Царя, и, возможно, выбрали сторону большевиков исходя из этого).
Эти люди (не знаю, все ли они сталинисты, или есть и много других; раньше другие точно были - среди эмигрантов) не хотят видеть, что 1) от предательства в принципе не страхуют никакие драконовские меры: под расслабляющим воздействием якобы что-то объясняющего мифа о "безволии" и "слабохарактерности", "непростительной для правителя мягкости" Царя итп разум теряет ясность и упускает из виду, что предательского убийства не избежали ни Юлий Цезарь, которого никто не объявлял бесхарактерным, ни многие другие исторические личности, зачастую как раз "слишком решительные" по меркам их убийц, ни наконец сам Сталин, также вероятно отравленный (по крайней мере, по мнению многих сталинистов, да и похоже, они в этом правы). Немало и наших царей, в том числе и те, кого как раз хулители Николая Александровича почитают за лучших, не избежали - об отравлении сейчас не будем говорить, чтобы не уклоняться в область проблематичного - хотя бы вполне явных покушений.
2) отсутствие же этого элементарного предательства делало бы ненужными и врежными драконовские меры.
3) драконовские меры, примененные Сталиным, уже в среднесрочной исторической перспективе не дали ничего надежного.
4) наконец, что важно, и что является, во многом предметом этой статьи:
именно предательство (и именно нераскаянное - и даже как бы не осознанное предательство) настолько нарушило принципы русского социального организма, что Сталину просто не осталось никаких способов борьбы с дезинтеграцией управляющих структур, кроме достаточно грубых и кровавых способов прямого, притом массированного (для управляющих слоев, начиная с "десятников" масштабы репрессий, в том числе расстрелов были очень велики, это по отношению к населению в целом они кажется не такими уж большими) насилия, включая расстрелы.
В этом смысле ему не позавидуешь. Нормальное русское социальное согласие было разрушено на долгие годы казалось бы маленьким точечным ударом "интеллигентов" и генералов. Настолько, что многие из нынешних мыслителей просто не представляют себе, что может быть по-другому. Что кроме грубого насилия, непонятно на чем основанного, и непонятно, куда ведущего (да еще его сестры-альтернативы - полной аморфности, культа жвачки и колбасы) вообще ничего нет и быть не может.
Однако Николай Александрович и Его Семья - показали вполне ясный путь. И этот путь, конечно, кажется безумием находящимся в помрачении. Но если, Бог даст, из помрачения наша страна выйдет, то может быть, и окажется, что дейсвтительно было лучше, чтобы семь человек пострадали за народ. Святии царственные Мученики Страстотерпцы, молите Бога о нас.