Теперь о сути индивидуализма с точки зрения описанной модели.
Уже грамматически видно, что название говорит о пределе разделения. Т.е. разделение останавливается на некотором естественном рубеже (возможно, казавшемся непреодолимым). Реальный индивидуализм может быть, конечно, и почти чисто деструктивным. Особенно когда он фигурирует именно под этим названием, т.е. в качестве изма, а не той потенциально хорошей реальности, которую изм присваивает (все измы - продукт западного мышления, они разделяющи/разделены). Но есть в нем (ну, в смысле, в той реальности) и нейтральное и даже хорошее зерно.
"Неделимое", к которому апеллирует индивидуализм, это один человек и его внутреннее единство. Да, его не очень реально оставить в живых противопоставлением другим людям. Но в каком-то смысле это удобный естественный рубеж обороны единства перед агрессивным разделением. На нем в принципе можно кому-то воевать, хотя в наше время, похоже, этот рубеж всё же сминается. О том, что если на нем воевать, важно за какую сторону, уж не говорю.
В каком-то смысле индивидуализм - не в качестве приманки антихриста (или еще платоновского тирана, приходящего к власти под лозунгами сверхиндивидуализма и сверхсвободы), а в качестве способного к реальному выживанию способа существования сейчас - как бы рудимент уходящей эпохи. Он сравнительно неплохо подходит для мира, где коммуникации медленные (и медленные несравнимо по отношению со скоростью внутренних коммуникаций в мозгу). В совсем чистом и вполне достаточном для общего оправдания индивидуализма виде такого, конечно, не было по сути никогда, но до какой-то степени, в каких-то частных случаях... по крайней мере, индивидуализм не умирал на раз. Теперь же скорость коммуникаций возросла - и индивидуализм умирает. Твиттер его взорвал, и хто не скаче той москаль.
Таким образом, человек с определенной долей индивидуализма в своей конституции, и даже чистый и законченный индивидуалист, однако не готовый предать себя, своих мать и отца, может быть нашим союзником. Не очень крепким, ибо ему совсем не сладко, еле держится. Но может. Типически это, скажем, индивидуалист-антифашист (настоящий, а не по Черчиллю или как его там), человек, который не хочет прекращать самостоятельно думать и действовать исходя из своего ощущения добра под давлением, условно говоря, фашизма. Что он именно что намыслит - одному Богу известно, но действия его вполне могут быть добрыми. Хотя конечно шансов не растеряться вконец у него не знаю сколько.
Может быть, ты замечала, что и либертарианцы, скажем, не радуются множеству того, чему и нормальные люди не радуются. Хотя сектанты, конечно, куда денешься. Но когда до стрельбы доходит, не факт, что все сторону врага человечества выберут.
Индивидуализм как часть гармонического развития личности предполагает для себя общество, и не просто общество, а даже Церковь. В этом плане европейцы ничего нам не могут предложить.
Я имел в виду, что среди них найдется много тех, кто не только не против, но даже за нас, особенно на фоне того, как резко сейчас происходит переход рубикона, ставящего индивидуальность к стенке в западном развитии. Если какой-то индивидуалист, не продавший душу совсем и не зомбированный до отключения мозга (и сердца), видит то, что он видит, он должен задуматься.
То есть, это нам есть что им дать (в смысле, Бог предлагает им в нас то, что им насущно нужно). Как раз как ты тут пишешь, вот хоть прямо в этой самой реплике.
Уже грамматически видно, что название говорит о пределе разделения. Т.е. разделение останавливается на некотором естественном рубеже (возможно, казавшемся непреодолимым). Реальный индивидуализм может быть, конечно, и почти чисто деструктивным. Особенно когда он фигурирует именно под этим названием, т.е. в качестве изма, а не той потенциально хорошей реальности, которую изм присваивает (все измы - продукт западного мышления, они разделяющи/разделены). Но есть в нем (ну, в смысле, в той реальности) и нейтральное и даже хорошее зерно.
"Неделимое", к которому апеллирует индивидуализм, это один человек и его внутреннее единство. Да, его не очень реально оставить в живых противопоставлением другим людям. Но в каком-то смысле это удобный естественный рубеж обороны единства перед агрессивным разделением. На нем в принципе можно кому-то воевать, хотя в наше время, похоже, этот рубеж всё же сминается. О том, что если на нем воевать, важно за какую сторону, уж не говорю.
В каком-то смысле индивидуализм - не в качестве приманки антихриста (или еще платоновского тирана, приходящего к власти под лозунгами сверхиндивидуализма и сверхсвободы), а в качестве способного к реальному выживанию способа существования сейчас - как бы рудимент уходящей эпохи. Он сравнительно неплохо подходит для мира, где коммуникации медленные (и медленные несравнимо по отношению со скоростью внутренних коммуникаций в мозгу). В совсем чистом и вполне достаточном для общего оправдания индивидуализма виде такого, конечно, не было по сути никогда, но до какой-то степени, в каких-то частных случаях... по крайней мере, индивидуализм не умирал на раз. Теперь же скорость коммуникаций возросла - и индивидуализм умирает. Твиттер его взорвал, и хто не скаче той москаль.
Таким образом, человек с определенной долей индивидуализма в своей конституции, и даже чистый и законченный индивидуалист, однако не готовый предать себя, своих мать и отца, может быть нашим союзником. Не очень крепким, ибо ему совсем не сладко, еле держится. Но может. Типически это, скажем, индивидуалист-антифашист (настоящий, а не по Черчиллю или как его там), человек, который не хочет прекращать самостоятельно думать и действовать исходя из своего ощущения добра под давлением, условно говоря, фашизма. Что он именно что намыслит - одному Богу известно, но действия его вполне могут быть добрыми. Хотя конечно шансов не растеряться вконец у него не знаю сколько.
Может быть, ты замечала, что и либертарианцы, скажем, не радуются множеству того, чему и нормальные люди не радуются. Хотя сектанты, конечно, куда денешься. Но когда до стрельбы доходит, не факт, что все сторону врага человечества выберут.
Reply
Reply
То есть, это нам есть что им дать (в смысле, Бог предлагает им в нас то, что им насущно нужно). Как раз как ты тут пишешь, вот хоть прямо в этой самой реплике.
Reply
Leave a comment