Полезно для 4го класса:
https://nashol.com/2014042977099/4-klass.htmlДети и наукаВПР с ответами, можно распечатать и дать решать сразу все пачкой распечатать не выйдет, надо кликать =(
http://vcevce.ru/om-4-p/ - парадоксальный ресурс. Решебник с видеоответами. Я бы использовать не стала, но в окружайке бывают такие места, где смотришь в книги и вообще не понимаешь, чего они хотят - если тетради совпадают - тут есть ответы. Короче, весь пафос тут можно списать, хотя не понятно зачем =)
видеоуроки, безсистемно, но если нужны какие-то видоматериалы - покатит
Все-таки надо как-то сформулировать и структурировать мысли после аттестации.
3й класс. Год был тяжелый эмоционально, но с точки зрения материала ничего вызывающего затруднения не встретилось. В четвертом классе все еще проще, если бы не необходимость отполировать все знания и умения аж с первого класса для сдачи ВПР.
Собственно проблемы:
Эмоционально - это "не хочу делать уроки и не буду! И мне плевать, что ты говоришь, мне на все плевать"
При ближайшем рассмотрении и сочувствии выясняется причина. Веренее их две:
- Первая и, наверное, самая грустная. Неумение много писать. Причем много, это курам на смех - 3-4 предложения и уже истерика и отказ. Причем пишет ребенок нормально, просто как с ранним чтением: нет навыка просто писать. Писать, как служебная функция, а не как основное занятие.
Тут я примерно пол года бесилась, какого мол хрена в 9 лет не уметь просто писать. Потом вникла, и у меня волосы на голове зашевелились. В Голландской школе не пишут. Вообще не пишут. Т.е. они как-то научили детей письменным буквам немного и все. Нет у них письменных работ. Нет списываний, нет письменных развернутых ответов, ничего этого нет. Есть один галочки и палочки в угадайках-тестах и рабочих тетрадях. Подчеркнуть? Обвести? Нет, не слышали о таком. Циркулем пользоваться научили, но навык не применяли вообще. И, по большому счету, многое за компьютером.
Отсюда и результат. Ребенок вообще морально не готов писать руками. Страница диктанта вводит его в состояние усталости как после 3х часовой интенсивной тренировки. При этом не сказать, что он вот прямо буквы вырисовывает, нет, этот этап мы уже прошли, но увы, до писания конспектов и записывания мыслей не дошли. Что делать не понятно. Устраивать дома обструкции из переписываний классики я как-то не нахожу сил. Но делать что-то очень надо. Объемы писанины в русской школе растут экспоненциально и в 5 классе предполагается, что ребенок на письмо вообще сил и времени не тратит, просто сказали - он записал.
- Вторая, тоже не намного менее грустная: необходимость непрерывно думать. Это тоже мышца, которая у ребенка совершенно не тренирована. У нас в течение года доходило до слез: маама, я не могу столько думать, маама, в этих русских заданиях надо думать всегда!!!! АААА!!!!
По-началу я недоумевала: Сэмич, а что у тебя в школе думать не надо? Ну ведь у тебя суперски в голландской школе, что тут то сложного?
Ну и опять таки выясняется, что единственный предмет где немножко надо думать в голландской школе - математика. Но, думать там надо катастрофически мало. Все больше читать и считать. А думать если и надо, то точнехонько по указанному в упражнении шаблону. И упражнений на несколько шаблонов сразу не бывает. Т.е. у тебя над заданием написано правило или пример и ВСЕ задания упражнения решаются в соответствии с этим примером, чаще всего простым подставлением на нужные места. Поэтому думать вообще-то не надо. Надо подставить в нужные места нужные цифры и телемаркет. Еще, бывает, надо вспомнить (например про отношение между сантиметрами и дециметрами)... но с памятью то у Сэмика вообще никаких проблем нет.
А теперь смотрим в российские тетради... и тут картина вообще другая (и у меня язык не поднимается сказать, "увы", я скорее рада). Большинство упражнений по любым предметам на смесь правил и заданий:
- подчеркни все известные тебе орфограммы в этом тексте и выпиши слова по группам орфограмм
- найди подлежащее и сказуемое, разбери сказуемое по составу и сделай морфологический разбор подлежащего
- найди все слова третьего спряжения и запиши в 2 слолбика множественное и единственное число
- сделай прикидку результата, найди точное решение, сравни прикидку с решением, проверь результат (имеется в виду обратное действие)
- на английском постоянные "поставь в правильное время" но при этом в голландских книгах у тебя будет все упражнение на вписывание is, а в русском будет смесь единственного, мноественного чисел, разных лиц и особый шик, где еще и про время догадаться надо: и какое из настоящих, и прошедшее и будущее....
- в английском постоянные "переведи на английский" и все предложение. А в голландском таких заданий вообще нет... только вставь пропущенное слово или, что чаще, выбери нужную форму (где даже в выборе всего 2 варианта и правильный супер-очевиден)
- вообще с английским атас полный. Русская школа реально вываливает на детей всю сложность письменного языка с его тонкостями и грамматической путаницей. В Голландской школе вписал верное слово (соединил линией) и уже молодец. А еще чаще просто соединил предложение с картинкой или проставил галочки к верным предложениям по тексту. И опять таки в русских тетрадках надо много писать... очень много, потому что заданий с галочками в английском языке в третьем классе нет.
И это я не беру в рассчет межпредметные задания. Я как-то уже показывала, какие удивительные появились тетрадки с межпредметными контрольными, где задания по всем (ну ок, по трем) предметам: русский, математика и окружайка сплетены в одно и сделаны на основе некоего текста, вокруг которого все и вертится.
Такие контрольные мы тоже решали, примерно одну в неделю. И после первого удивления ребенок с ними довольно сносно справлялся. Тут могу сказать редкое спасибо голландской школе: с таблицами и графиками они детей работать научили.
Ну со сложностями, кажется все. Точнее все, если вы считаете что п1 и 2 - это мало. На самом деле это действительно краеугольный камень. И весь год я об это вот билась: тяжело писать, устаю думать, ничего делать вообще не хочу. И это при том, что материал то ребенку в-принципе, знаком.
9 правил орфографии? Умножение-деление? Фактически учить там нечего, надо автоматизировать, закреплять и переводить на новый, более взрослый уровень.
Ну и из-за всех этих проблем обучение как во втором классе совершенно не пошло. Приходилось придумывать новые варианты, альтернативные подходы и прочее-прочее-прочее. Именно поэтому, с этого года в наше обучение довольно плотно вошел компьютер. Началось все с uchi.ru который после месяца использования я в ужасе закрыла. Да простят меня создатели - это для дебилов.... и совершенно не соответствует уровню программы. Как можно чему-то там научится для меня секрет. Мы честно попробовали несколько классов, но это ни о чем.... И, по моему, мотивировать надеванием на динозаврика нового вида кепочки можно только дошкольников.
С учи ру мы быстренко слезли на internrturok который на самом деле представляет собой обычные школьные уроки, но только в видео формате. Ну ок. Ничего. Полезно. Но тоскливо до безумия. Учителя там совершенно не обаятельные. Смотреть это ребенок будет только из-под палки. У нас это было альтернативой "читать учебник вслух" и ребенок чаще соглашался смотреть видео в машине. Тесты там буквальные. Ничего, покатит для зазубривания материала.
Поскольку качественных материалов не хватало катастрофически мы пробовали все возможное и в результате пришли вот к чему:
Математика на pelicanbook.ru - хит сезона, но действительно требует времени и мозговых усилий. Мы начали не с начала года и догоняли по ходу, в результате закончить второй семестр не успели. Надеемся допинать летом. Но мотивация ребенка к концу года понизилась (в соответствии с возрастанием сложности). Но это ТОЛЬКО задачи.
Необходима еще геометрия. Понятия мы выучили играя в Геометрику от банды умников (но игра скучная и я себя буквально заставляла в нее играть). Еще помогли плакаты от Банды где все эти понятия нарисованы... Плакаты висели у Сэма на стене и он большинство понятий выучил. С секторами и сегментами на плакате ботва - интуитивно не понятно, вернее оказалось понятно неверно и мне пришлось ребенка переучивать, когда я заметила.
Отдельно просмотрели все геометрические темы на интернетуроке (в голландской школе вообще нет геометрии)
На 4й класс большой вопрос - что делать с геометрией.
Русский - справлялись сами, слушали Мел-чернилыча, Радионяню (это супер!!!!) и писали-писали-писали диктанты.
Разборы все выучили, но, поскольку учили в начале года к экзамену Сэмич все благополучно забыл (не довели до автоматизма) и получил 2 недели интенсива от бабушки перед экзаменом. Вспотел и более-менее все сдал. Я и бабушка отделались легким испугом (перед бабушкой мне до сих пор стыдно). Вобщем все эти разборы - это офигенное умение думать, помнить, делать выводы и это надо тренировать ПОСТОЯННО.
Увы, это можно сделать увлекательно, типа квестов, находилок и прочего, но я таких материалов не знаю.
Вообще если бы кто-то типа Юли Луговской за это взялся, мне кажется, моно было бы неплохо заработать. Но это а)сложно б)надо все-таки очень хорошо понимать что делаешь
Я вот пойду смотреть всякие поурочные разработки на предмет кроссвордов и интересных идей дл повторения в машине и самолете.
Увы, ни хороших настолок, ни словесок про морфологические и синтаксические разборы я не знаю.
Очень помогли в обучении книжки Татьяны Рик... они внесли хоть какое-то оживление в изучение падежей и частей речи.
Я для себя решила, что для очень хорошего знания русского, мне нужен профессионал и такового нашла. У них с Сэмичем уже было первое занятия и Я выучила для себя много интересного. Сразу скажу, профессионалом не поделюсь, иба сама пол года человека уговаривала, он малышами как-то совсем не занимается.
Но честно вам скажу, их есть. Я помню, как моя Катя с репетитором по русскому занималась и как ей пары занятий хватало, чтобы с шаткой тройки сдавать на твердую четверку. Причем знания полученные до этой шаткой тройки рассыпались как пыль, а данное репетитором въедалось в мозги почище равчины.
Литература - тут я еще в прошлом году сдалась и отдала это на откуп профессионалу. И, надо сказать, моей заботой за весь год было только поставлять ребенку книжки и заставить его выучить наизусть стихи перед экзаменом. Но и будем честны, требования в 3м классе никакие. Надо читать и понимать прочитанное.
При сдаче выяснилось, что вместо 10 каких угодно стихов, надо было учить 5 но из учебника.
В учебнике выбор не ах, так что я рада, что мы сделали так, как сделали.
Я очень люблю Сэмиковы уроки литературы... они его как-то больше человеком делают. Мальчик не любитель задумываться над тяжелыми вопросами и со мной уходит в глухой отказ, а с учительницей они обсуждают.
И, надеюсь, в этом году начнут писать. Ибо нам как-то надо выходить на написание сочинений. Тут я собираюсь бить сразу с двух сторон: и на русском и на литературе... Ибо уже вижу, что просто это не будет
Английский - изучаем нами второй год. Учебник шикарный, тетради сложные, тесты непростые, аудиодиск прилагается.
Диск мы слушали мало, зато много путешествовали. От себя я добавила обязательное чтение книгна английском и ребенок очень сносно зачитал практически без словаря. Это дало словарный запас, но не решило проблему с писаниной. На этот год собираюсь добавить просмотр как минимум одного кино на английском в неделю.
Из промахов: яязык у ребенка очень хороший но пассивный, и произношение ужасное.
Учитель сказал, что у них требования на сдачу: ребенок должен произнести 5-6 предложений на заданную тему.
Темы 4го класса:
- учеба в школе, мой класс, моя школа
- место где я живу (в прошлом году была комната, теперь расширили)
- Лондон
- путешествия/транспорт (покупка билетом, аэропрт/вокзал, пересадки, части света, отели, рестораны)
- Моя страна (видимо Голландия у нас будет)
- хобби
Вобщем ничего запредельного. Что по грамматике я пока не знаю, учебничек до меня не доехал, а по тетради не выкусишь. Подозреваю, что все перфекты и "он сказал, что...", но это только подозрения.
Окружайка - бездоннейший предмет. До сих пор не понимаю, как его изучать правильно. Мы слушали и смотрели Романа Борисовича Соловьева, смотрели курс на диске к нашему учебнику, просто смотрели и читали по разным темам.
И все-равно знаний мало. Катастрофически мало. Несвязаны в систему, забываются, не становятся частью жизни совсем. То, что у Сэма есть в Голландской школе - это слезы. Оно называется "космическое обучение" и у Сэма честно в табеле за год так и написано "знает больше учителя". Но увы, темы и глубина там настолько позорны, что я даже говорить об этом не хочу. Знаешь, сколько планет в солнечной системе? Знаешь что у индейцев были перья на голове? Супер! Сэмич на этих уроках читает информационные буклеты и обогащается всякими странными знаниями - типа прочел жизнеописания всех президентов США =)))) запомнил аж с годами жизни.
Как результат бессвязного изучения разных вопросов на экзамене не ответил на вопрос "что не растворяется в воде" варианты ответа были: соль, глина, уксус, кислород - про соль и кислород ребенок знал, про глину, вроде бы тоже, но он же видел, как мы ее размачивали водой! ну а что такое уксус ребенок как-то не знал, посему его и выбрал...
Вообще вопрос сильный и требует еще и обсуждения, что такое "растворяется". Ребенок по выходе еще сказал, что жалко, что там была соль, а не сахар, ибо про сахар он точно знал, что "не растворяется" прочтя по химии про то как молекулы сахара занимают межмолекулярное пространство в воде (чем наверняка поверг бы учительницу в полное замешательство)
Ну вот как-то так. К концу года измотанная я решила было, что надо это бодягу заканчивать...
Но мы же не бросаем на спаде... А вернувшись со всеми четверками ребеночек радостно сказал, что он хочет продолжать, ибо "всего два года осталось до физики и химии, а историяя вообще за углом!"
Ну что, тянем дальше. Мальчик вот уже 4 работы по рисованию сделал.
Если у вас есть чем поделиться по теме, или мысли как таки перевести письмо и сочинительство на рутинный уровень - буду благодарна. Только про "заставлять" не надо. У нас это уже не пройдет =(