ПРОГУЛКИ ПО МЕКСИКЕ В ДЕНЬ ЖИВЫХ (27)

May 12, 2024 08:15


44. В музеях Льва Троцкого и Диего Риверы

28.01.2024 воскресенье

Главным в этот день было посетить музей Льва Троцкого. Утром в Рома Норте я сфотографировал забавную резную дверь. Следующий важный эпизод - возле музея в закрытом храме (возле скульптуры, имитирующей химер Собора Парижской Богоматери /  Notre-Dame en Mexico), - видео-селфи, продолжающее начатый в Париже рассказ о Бунюэле.







Почти вся остальная съемка в тот день делалась на айфоне, потому что новая карта памяти на 64 Гб закончилась. Я попытался купить новую карту, но в воскресенье все фотомагазины были закрыты. Позже, я даже вынужден был опять вставить бракованную. Кое-что из снимков этого дня там сохранилось.

Вот лапидарная информация из сети о месте, которое мне предстояло посетить:

Дом-музей Льва Троцкого

Музей располагается в доме, где Л. Троцкий прожил последние месяцы своей жизни до того момента, пока не был убит агентом НКВД. До этого он вместе с женой в течение двух лет жил на вилле художницы Фриды Кало. Экспозиция открылась в 1990 году. Сегодня в нее входят библиотека с собранием сочинений Льва Давидовича, современная троцкистская литература, а также документы и личные вещи революционера.



Фото из сети

Чтобы попасть в дом-музей Троцкого, нужно было добраться до станции метро «Кайоакан» (Cayoacan). Выйдя из метро, я взял такси и отправился по нужному адресу - Avenida Rio Churubusco 410. Как следует из названия, проспект был проложен по руслу реки в 1960-е годы. Река даже кое-где сохранилась. Улица оказалась одной из главных транспортных артерий долины Мехико, очень шумной, а вход в музей вплотную к ней прилегал. Другим осложняющим обстоятельством было то, что в это время дня солнце светило не оттуда, откуда надо. Как выразилась одна американка, встреченная мной во время мексиканского вояжа, был «не мой свет».



Photo by SASHIZO

Поэтому я не стал торопиться со знакомством с музеем, а решил сначала обойти его кругом. Попутно, там, где был «мой свет» я сделал видео-селфи, рассказав потенциальным зрителям об истории убийства Троцкого.



Потом я уделил некоторое внимание экспозиции в предбаннике музея - ничего особенно нового для меня там не было. Общая канва жизни пламенного революционера знакома любому образованному советскому человеку (за нынешнюю молодежь не ручаюсь).









Троцкий прибыл в Мехико 9 января 1937 года, где остановился на вилле мексиканского живописца и сторонника троцкизма Диего Риверы.



Накануне Троцкий получил сообщение, что его согласилась принять Мексика, где был избран президентом социалист Ласаро Карденас. Основным источником существования Троцкого к моменту переезда в Мексику стали гонорары от публикаций и пожертвования от своих единомышленников в США.



Однако в целом его материальное положение к концу 1930-х годов сильно ухудшилось. Троцкий был вынужден продать часть своего архива парижскому филиалу Амстердамского института современной истории, основная часть архива была продана в Гарвард. Другим мотивом для этих действий стало стремление сохранить архив от агентов НКВД.



Помимо этого в Мексике Троцкий занялся также разведением кроликов и кур и, по свидетельству его жены Натальи Седовой, обнаружил большой вкус к этому занятию. Отец Троцкого, Давид Бронштейн, был крупным земледельцем, и сам Троцкий привык к деревенской жизни еще в детстве.



Так что, если разделить в названии Museo Casa de Leon Trotsky слова «дом» от «музей», то первое производит гораздо большее впечатление. Пройдя через двор с могилой Троцкого и некоторых членов семьи, оказываешься в его доме.







Тут оставлено все так, как было при жизни величайшего левого политика и, одновременно, душегуба 20 века. Там несколько комнат, и, по крайней мере, в двух из них - кровати.







У меня сразу же возник вопрос - под какую же из них упали Троцкий с Седовой во время неудачного нападения вооруженной до зубов бригады киллеров под командованием Сикейроса. Когда за такое дело берется большой художник, оно оборачивается клоунадой. Зато хладнокровный Рамон Меркадер сделал все, как надо











Завершая, скажу, что плату за посещение и, традиционно, за фотокамеру с меня взяли, несмотря на воскресенье, когда вход в музеи Мехико бесплатен.

Это воскресенье оказалось одним из самых длинных дней, проведенных мной в Мексике. Я знал, что где то неподалеку в этом районе Кайоакан находится еще один дом музей, знал и то, что туда мне не попасть, но решил все же съездить. Дом музей Фриды Кало гораздо более знаменит и популярен у широкой публики.



Photo by SASHIZO

Дом-музей Фриды Кало

Фрида Кало - художница, коммунистка и бунтарка. Она стала настоящим символом страны и завоевала всеобщую народную любовь. Музей, посвященный жизни и творчеству этой неординарной личности, открылся в 1955 году в доме, который принадлежал семье Кало в начале XX столетия. Здесь она жила со своим мужем Диего Риверой. В 1930-х гг. у супругов некоторое время скрывался Лев Троцкий с женой.



Photo by SASHIZO

В популярности музея я убедился, когда подъехал к нему на такси. У входа предсказуемо стояла очередь, так же ожидаемо стояли разочарованные посетители, не заказавшие билеты онлайн. Сам фасад дома был мне тоже хорошо знаком по снимкам в интернете. Так что делать мне у дома, где родилась, выросла и умерла самая знаменитая художница Мексики, было нечего. Я лишь испытывал некоторую неудовлетворенность следопыта тем, что все еще до конца не понял какую роль играли дома Риверы и Кало в Сан-Анхеле и этот дом Фриды в Кайоакане в их биографиях на разных этапах жизни, и в любовном треугольнике с участием Льва Троцкого. Ответ на этот вопрос, как уже было сказано, я нашел, вернувшись домой.

В Музее Диего Риверы

Именно потому, что у меня еще не было понимания расклада мест жительства Диего и Фриды, я с чего-то решил, что где-то рядом есть еще и дом Риверы. Недолго думая, я остановил такси.



За рулем сидел мужик лет сорока. Он сказал, что музей Риверы далеко. Поскольку я был настроен решительно, то согласился. Он действительно ехал долго, сначала вырулив на Авениду Рио Чурубуско, потом следовал вдоль наземной линии метро и т.д. Поездка обошлась мне в гигантскую для мексиканского такси сумму в районе 300 песо. Из дальнейшего рассказа станет понятной разница между этой избалованной средними доходами последних лет молодежью и неторопливыми старичками, живущими по старинке.







Тем временем, обматеренный мной мысленно хапуга оставил меня возле музея Диего Риверы. Эпизод был внеплановый и полный неожиданности. Я не имел представления, где оказался. За воротами и небольшим строением кассы и охраны раскинулось большое поле с каменной оградой по периметру. За ним высилось темно-серое громадное здание, напоминающее древние сооружения аборигенов Мезоамерики. У входа я разговорился с девушкой, которая тоже пришла в качестве посетителя, но была более осведомленной.



Она сказала, что экспозиция музея представляет собой главным образом гончарные изделия с упором на небольшие фигурки. Так оно и оказалось. В этом огромном здании имеется большое количество замысловатых помещений, соединяемых переходами и каменными лесенками.





В каждом из них имеются стеллажи и витрины с разными гончарными изделиями Риверы, преимущественно небольшими глиняными фигурками, имитирующими или интерпретирующими искусство майя, ацтеков и других представителей доиспанской цивилизации. Это мне показалось апогеем того, за что Сикейрос критиковал Риверу - отход от революционной эстетики в угоду этнографической.



Вот что писал Сикейрос в книге «Меня называли лихим полковником»: «Эстетические взгляды Риверы базировались на его пристрастии к памятникам древней культуры и носили популистский характер…Кроме того, Ривера, латиноамериканец-интеллигент, проживший 14 лет в Париже, привносил в наше движение, так сказать, «туристское мышление»



Кроме этих каменных казематов с выставленными в витринах изделиями, в здании имеется огромный зал. Там представлены вполне революционные муралы, которые быть может примирили бы двух великих мексиканцев, окажись они сегодня вместе со мной в этом музее.





Вид с крыши музея



Довольно бегло осмотрев экспозицию, и сделав снимки с видео-селфи, я спустился во двор. От него ведут дорожки в сад. В одном из зданий там я увидел группу, занимающуюся художественным творчеством - возможно, кружок любителей лепки или что-то в этом роде.











Еще одним неожиданным «довеском» впечатлений того дня были выставленные на станции метро оригинальные артефакты древней цивилизации.



Проезжающие каждый день на работу и обратно граждане могут постоянно ощущать себя в контексте культуры предков. Для этого не надо как мне ехать куда-то на такси, чтобы полюбоваться на ее имитацию. Да простит меня великий сын Мексики Ривера!





Поймать такси мне стоило труда, но, в конце концов, я оказался в машине, управляемой старичком, который включил таксометр. Уже выехав, он долго выяснял на какую именно станцию метро мне нужно. Когда разобрались с этим, он блеснул знанием какого-то английского слова, скорее всего единственного в его лексиконе, и остальной путь мы проехали молча. Дорога обратно, на станцию «Кайоакан», была не короче дороги к музею Риверы, но обошлась мне лишь в 50 песо. Как обычно, я дал немного больше, и искренне поблагодарил старика, который честно работал всю жизнь и не собирался меняться в угоду изменившимся временам!



Удачные снимки получились позже в тот день у фонтана в парке Аламеда Центральный. В частности, господин в красных туфлях и купающиеся дети.





В этот день вне впервые пришло в голову заглянуть на станцию метро Bellas Artes, ближайшую к Дворцу Изящных искусств в центре Мехико (Palacio de Bellas Artes). Я проходил мимо входа в нее почти каждый день, но заглянул впервые, потому что это была не моя линия. Оказалось, что в вестибюле при входе выставлены артефакты, каменные изваяния древних жителей Мезоамерики. И это последние снимки на несчастной фейковой карте. Фото экспозиции на станции я вам уже показал

Продолжим

mexico city, Мехико, art, Мексика, mexico

Previous post Next post
Up