Про названия и веру в покемонов
Хочу сказать честно что некоторое время назад я начала преподавать тетахилинг. Между тем временем как прошла учительские курсы и стала преподавать, прошёл почти год. Почему не сразу.
Во-первых, я шла туда в надежде лучше понять метод и просто стать более качественным практиком. Первое что я поняла - моя иллюзия не работает. Чтобы стать более качественным практиком, нужно просто больше практиковать. Никакие учительские курсы и объяснения не заменят личный опыт работы с клиентами и работы с собственными трудностями и затыками.
Во-вторых, меня совершенно не впечатлили учительские курсы. При всём моём уважении к Вианне, основательнице метода, она офигенный практик и терапевт и ведьма в одном флаконе, человек, для которого не существует ничего невозможного, но как учитель и методолог, по моим меркам - так себе.
В третьих, курс был организован в Израиле, и организаторы, обещавшие, что количество мест ограничено, в итоге взяли всех желающих, и был откровенный перебор народа, что повлекло большие временные потери на технические орг-моменты. В итоге многие вопросы и сомнения так и не получили своих ответов, что в последствии мне пришлось искать в других источниках, или как-то разруливать самой, что в общем интересно.
В четвёртых, некоторые темы и термины из тех, что даются в тетахилинге, для меня не релевантны. Прошу прощения у всех приверженцев тетахилинга, а так же переводчиков. Во многом это вопрос перевода. Тексты и семинары по тх переведены на русский, но на мой личный взгляд, слабо адаптированы для русского менталитета, и потому используется много калек с английского или прямых переводов терминов, которые остаются непонятными для слушателя/читателя, и потому работают в основном для тех, кто готов принимать информацию "на веру", минуя понимание. Именно в этот момент хорошая вещь может обрести привкус сектантства. И здесь у меня срабатывает маячок. Например, используемый термин "фея", когда говорится о лесных энергиях и о том, что феи живут в лесу и на деревьях. Простите, у нас в лесу живут Леший и Русалки, а так жи прочие товарищи. Феи живут в замках, в других странах и вообще в других сказках. Или, например, использование слова Ангел, когда говорится об энергиях, которые сопровождают и поддерживают человека. Для меня это слово имеет довольно сильную религиозную коннотацию. И конечно же, оно работает для американцев, в стране где силён католицизм, но для меня, выросшей в стране, где православие до сих пор не победило язычество, язык не поворачивается так вот просто использовать слово "ангел" для категоризации какого бы то ни было явления или образа. Тем, кто прочитал или хотя бы начал читать базовую книжку по тх, скорее всего бросилось в глаза слово "Господь", или "Создатель". В нескольких местах книги Вианна даёт пояснения о том, что обращаться к Вселенной/Мирозданию/Существованию/и своему бессознательному как части всего этого можно, используя любое слово, которое подходит лично вам для обращения. Хоть Пупсик, хоть Шива, как говорится, хоть горшком назови. Главное, чтобы вы сами понимали, что вы имеете в виду, и чтобы это слово было приятно и понятно как вашему сознанию, так и бессознательному. Но далее в тексте с завидной частотой педалируется именно слово Создатель, что абсолютно нормально и приемлемо для американцев и самой Вианны, выросшей в католической семье, но не совсем соответствует идее уникального термина, который каждый может подобрать для себя. И читатель естественным образом попадается на это повторение, и как мантру усваивает слово Создатель. Не удивительно, что потом участники тренинга спрашивают меня, неужели для того чтобы практиковать тх, не обязательно верить в Бога. Ребята, не обязательно. Не рекомендуется и не возбраняется, верьте во что хотите, хоть Деда Мороза хоть в Покемонов.
В пятых, тетахилинг для меня является набором инструментов, собранных под одним именем. В этом методе я выделяю и использую те инструменты, которые для меня работают. Эти же самые инструменты в разных комбинациях встречаются в Хакоми методе, БодиМайнд Гештальте, Психодраме, Квантовом слушании и других методах. Некоторых инструментов в тх мне явно не хватает для целостной работы, и я использую инструменты из других методов в необходимом мне сочетании без того, чтобы замыкать свои возможности в рамки одного метода. Поэтому меня отсутствует привязка как к методу, так и к его названию.
Спустя год после тичерских курсов тх, пройдя через непростые и интересные для меня события, понимания и свершения, включая сибирский проект и всё что там произошло, поняла для себя несколько вещей.
Главная - это то, что я могу не ограничивать себя заданной структурой, и делиться тем, что я реально практикую. Что моё видение, полученный и переваренный опыт являются моими, но делиться этим имеет смысл. Зачастую я слишком принижаю значение своего личного мнения и накопленного опыта, и отдаю предпочтение поддерживать "авторитетное" мнение, жертвуя своим видением во избежание конфликтов. Жизнь меня научила тому, что иметь своё мнение хорошо, ведь нет нужды выдавать его за абсолютное. Так же как и любое "авторитетное" мнение не стоит выдавать за абсолютное. Конкретно касательно примера с ТХ - я могу передавать мнение автора метода, и параллельно давать свой взгляд, без обязательства придавать какому-либо из них статус знания, оставляя мнение тем, чем оно является - мнением, и приглашая каждого участника сформировать своё уникальное мнение.
Вторая вещь которую я ценю в этом контексте - это со-ведение. Когда есть два или более преподавателя, каждый со своим взглядом, и они делятся своими взглядами без попытки привести из к общему знаменателю, наоборот, расширяя для учащихся поле для выбора, вопросов и размышлений, поводов для экспериментов. Потому что, как я упомянула где-то в начале, опытность приходит не во время курсов и обучений, а именно с личным опытом проб, ошибок, открытий и откровений, а так же -добавлю - с открытостью к обратной связи.