Хочу поделиться своим текстом - Размышлениями о Самодостаточности ТАНЦА
Издревле танец выполнял для людей множество функций:
- Времясвязывающую - передавал историю рода из поколения в поколение;
- Обучающую - в танце отрабатывались движения и развивались группы мышц, нужные для того или иного вида деятельности - охоты, метания копья и т.п.;
- Общественную - сонастройка племени, инициации, праздники, взаимодействие с потенциальными сексуальными партнёрами (так называемый "бытовой танец") и т.п.;
- Сакральную - обращение к богам, соприкосновение с разными силами в себе и в природе;
- Целительную, экспрессивную - гармонизация тела-сознания.
Наверное, можно и как-то по-другому это классифицировать. Или не верить историкам, но можно взглянуть на живущие ныне племена.
С веками развития нашей цивилизации танец выхолащивался, постепенно сводясь к немногочисленным функциям - в основном, бытовой и артистической. Во втором случае танец отдаляется от пользователя, переходит в разряд искусства, которым занимаются только специально обученные люди, и становится объектом для восприятия извне, нежели через собственное проживание. Большее внимание уделяется концепции и форме, нежели на внутреннему содержанию движения. (Больше и точнее об этом рекомендую прочитать в книге Александра Гиршона об интегративной танце-двигательной терапии, познавательная и ясно написанная книга, погуглите на гиршон-ру).
Развитие разных школ и типов Импровизационного танца, на мой взгляд, и сегодняшняя их востребованность среди людей, вставших на путь развития своей осознанности и сонастройки с... (вставьте нужное:
- силами природы,
- планетой,
- тенью,
- предками, животными,
- самим собой,
- своим высшим Я и т.п.,
в зависимости от танцующего и его танцевальной конфессии), на мой взгляд, является ответом на глобальный запрос о возвращении к Содержанию. Возвращении к своему внутреннему содержанию, к контакту с Собой, с Другим и с чем-то бОльшим. Официально это отчасти началось с Айседоры Дункан, и далее с разной степенью успеха воплотилось в существующих ныне видах свободного танца и движения.
Все 12 лет, что я танцую контактную импровизацию и занимаюсь аутентичным движением (это две разные, но неотделимые для меня и взаимодополняющие вещи), задаюсь одним вопросом, иногда громче, иногда тише: "Зачем я это делаю?" Вопрос не праздный, так как, по мне, бессмысленно делать что-то много и часто, не имея на то веской причины, и не пересматривая как свои методы действия, так и причины, их порождающие.
Каждый раз ответы разные, и каждый раз, скажем так, разные методы. Когда-то я занималась КИ для того, чтобы понять, что такое КИ, и как оно работает. А так же - для радости, ощущения собственной силы и для реализации своей неуёмной энергии. Потом - чтобы развить в себе качества воды, плавности, текучести, тишины, которые мне с детства не были присущи. Параллельно - для того, чтобы пережить чувство парения и полёта. Потом - чтобы научиться преподавать КИ, потому что друзья-психологи в разных городах стали просить приехать и поделиться с ними тем, от чего я так кайфую. На протяжении всего этого времени так же занималась КИ для того, чтобы разобраться с превалирующими во мне на данный момент паттернами поведения, найти их и позволить себе открыться более широкому спектру выборов, иногда просто утончаясь, а иногда намеренно переучиваясь. Я так же использую КИ для развития своих навыков практической психологии и способности слушать себя и других. Занимаюсь организаторской деятельностью в этой сфере для того, чтобы применять и воплощать в жизнь навыки, обретённые в КИ.
Перечитывая написанное, мне приходит на ум разница между Занимаюсь и Танцую.
Всё вышеописанное (и это ещё не полный список), как я вижу сейчас, является ответом на вопрос "Зачем я Занимаюсь КИ". То есть, апеллирует к Практике этой формы, к Занятию - будь это занятие в рамках класса, или в рамках джема. Занимаюсь, использую процесс танца и подготавливающих к нему упражнений для достижения какой-то своей цели.
А вот зачем я Танцую? Применимо ли вообще к Танцу с большой буквы моё любопытствующее "Зачем?"
Вспоминая множество удачных и красивых цитат, связанных с танцем (однажды, выбирая слоган для фестивальной футболки, пришлось перебрать все доступные в сети известные цитаты о танце), я вижу, что мне наиболее близки те, в основе которых лежит мысль о самодостаточности танца как действия. "Я не хочу этим ничего объяснить или доказать, я просто танцую" - возможно неточная, по памяти, версия цитаты Фреда Астера.
И вот смотрю на всё это и замечаю, что не так уж много времени в своей жизни посвятила импровизационному танцу как просто Танцу, который не ведёт ни к чему другому, кроме самого танца. Тому Танцу, смысл и содержание которого создаётся и проявляется непосредственно в моменте, без того, чтобы мой бодрый ум обрабатывал его на предмет дальнейшей применимости и полезности опыта. Танцу, трансформирующий эффект которого не запланирован.
А ведь это именно тот Танец, который я так ценю. Танец-путешествие, без миссии и конечной точки назначения.
И здесь я возвращаюсь к аутентичному движению, которое возвращает меня к себе, к неизвестности и неожиданности своего путешествия и того, с чем я там встречусь. Вызывает на встречу со всей неопределённостью, негарантированностью и Содержанием, с которым я рискую встретиться. Когда аутентичное движение и состояние медитации, удивлённого наблюдения, входит в мой контактный танец, в этот момент уходят технические вопросы и приходит волшебство танца, со всеми сопутствующими кму друзьями - образами, эмоциями, звуками, ощущением соединённости и воплощения чего-то важного в движении. И здесь я мыслью возвращаюсь к той самой, упомянутой ранее, сакральной функции танца. Может это и громкое слово - сакральной, но может быть, меня поймут правильно и без преувеличений.
В своём преподавании я обычно опираюсь на три сферы: физику-технику явлений, эволюционные и рефлекторные аспекты движения, и психологию контакта. Чувствую себя в этом уверенно и чем дальше, тем более заинтересованно. Когда Олег Фролов мне предложил провести танцевальный выезд этим летом на их новой танцевальной земле под Тарусой, я почувствовала много ответственности. С одной стороны, потому что это будет, скорее всего, моё единственное событие в Москве уже до самого начала зимы, а с другой стороны, потому что не смогла вот так сразу навскидку придумать - о чём оно может быть. Все слова, приходящие в голову, были не подходящими. Взяла себе три недели подумать и потанцевать об этом в горах Словении, и сейчас, когда села приводить мысли в порядок, родился этот текст.
Думала о том, что я сейчас представляю из себя как танцор и как учитель, и ведь есть много всего важного, нового, старого, переваренного и разработанного, чем нужно срочно поделиться. И пришла к тому, что самое лучшее, что я могу на данный момент сделать для себя и других - это ничему не учить. И создать пространство для того, чтобы расцвело то, ради чего были все эти часы и годы классов, тренингов, лабораторий. Чтобы, имея в багаже достаточно телесной осознанности и умения быть безопасным для окружающих, собраться вместе и отдаться проживанию танца, который придёт, которому в этот момент будет пора прийти. Подчеркну своё эмоциональное отношение: рискнуть пойти в это. Потому что такой танец для меня всегда риск. И выход из зоны комфорта в зону волшебства, которое может случиться каким угодно. И внутреннее согласие и готовность посвятить себя этому (не знаю, как точнее по-русски сказать - dedication). Когда есть это самопосвящение, танец всегда удивителен, но чтобы попасть туда, порой приходится перешагнуть за порог страха, связанного с неопределённостью, и привычек, помогающих остаться в физической или душевной стабильности. Как я буду там, где только танец? Кем я буду там, и каково мне будет там?
Пока еще не знаю, как точно назвать это приглашение - похожее по сути на всё, что делается на джемах, андерскорах и танцевальных ритритах, но сейчас наполенное пристальным вниманием к сакральной/содержательной составляющей самого танца".
В прошлом году, по следам этого текста, родился ритрит "Содержание Танца", который прошёл на арт-ферме Небесные Бобры под Тарусой. Фотоотчёт вы можете посмотреть здесь:
https://vk.com/event99062216 в одном из последних постов группы. Фотографий танца в нём очень мало, потому что во время всех джемов и процессов участвовали все, и фотосъёмка была неуместна.
В этом году мы решили углубиться ещё дальше в тему содержания танца совместно с Денисом Таранцовым, студентом Антона Адасинского (театр Derevo). Мы будем вести это ритрит вместе, с меня КИ и аутентичное движение, с него - элементы физического театра. И то и другое - работа с вниманием, как ни крути, направленная на раскрытие себя, тонкости восприятия и проживания своего танца в соло и с партнёром.
Нас пригласило удивительное пространство - Арт-Усадьба Гуслица. Утром и днём мы будем заниматься блоками по 3 часа в формате классов и лабораторий, а вечерами джемить в разных арт-пространствах и на природе, наблюдать и быть видимым. Снимать нас на камеру мы пригласили Сергея Бессмертного, и хотим создать небольшой фильм по результатам этих джемов. Мы приглашаем участников взять с собой одежду, в окторой им хотелось бы потанцевать - создающую для них определённое настроение или образ, который хочется прожить.
Объявления о выезде и расписание здесь:
ВК:
https://vk.com/event121397489ФБ:
https://www.facebook.com/events/241121319596762/ Форма регистрации:
http://goo.gl/forms/BRRzSX0MQBl4EaT82