Из забавного

Dec 16, 2018 21:13


Из забавного

Писатель-маринист Марриэт в свое время отличился не только в прозе. Он разрабатывал средства спасения на водах, писал серьезные исследования по навигации, живо интересовался естественными науками и состоял в ряде научных обществ. Он был основательно образованным человеком, особенно в своей области. Кроме того, Марриэт разработал довольно известный флажковый свод сигналов для английского торгового флота - на основе более раннего свода Попхэма.





Обложка первой международной системы сигналов на основе Мариэттовской.

Похожая система действовала уже в Ройял Нэви, но у гражданских ее не было. Предлагались варианты, но их не утвердили в законодательстве и на практике. Вести переговоры на расстоянии морякам торгового флота было очень сложно - за неимением единого свода сигналов. Марриэт с такими сигнальными системами был знаком хорошо: будучи долгие годы офицером Ройял Нэви, он знал военный вариант этой системы, а участвуя в морских десантах под началом небезызвестного Кокрэна, даже помогал уничтожить французский оптический телеграф, современнейшую систему связи на побережье Франции эпохи наполеоновских войн. Некоторые критики мариэттовской системы сигналов утверждали, что при ее продвижении сработал непотизм. Его отец, Джозеф Марриэт, был очень влиятельным коммерсантом, парламентарием и крупным деятелем торговой палаты. А еще Марриэт-старший успешно защищал претензии страхового общества Ллойда на сохранение статус-кво и контроль за страхованием кораблей. Марриэт-младший поддерживал его своим профессиональным мнением. И исключительные права общества Ллойда удалось отстоять. Было кому поддержать Марриэта в продвижении его свода сигналов. Но свод сигналов оказался удачным. К тому же, без мощного лобби вряд ли бы такой важный стандарт вообще появился. Книгу сигналов приняли во всем флоте, перевели на ряд языков и переняли позднее в других европейских морских державах, сделав основной для первого международного сигнального кода. Приняли законы, требовавшие использовать именно ее, и на каждом корабле обзавелись книгой Марриэта. Возможно, доходы от нее были гораздо выше всех доходов от всех романов за всю его писательскую карьеру. Марриэтовская система просуществовала довольно долго. А некоторое время спустя в издательстве, где Марриэт был редактором, вышла книга по сигнальной системе для влюбленных. Вместо флагов там фигурировали узелки и ленты разных расцветок, описывавшие чувства и намерения. Возможно, книгу составил сам Марриэт. Не исключено, что он был главным консультантом. А может быть, кто-то из коллег по перу при его покровительстве взял на себя этот заказ. Как бы там ни было, псевдоним у автора был весьма красноречивый - Horace Honeycombe. Правда, здесь у Марриэта связей было явно недостаточно, и международной эта система так и не стала.



Рисунок Марриэта. Драить так, чтобы блестело. За неимением травы для покраски.

А вообще, розыгрыши, пародии, шаржи и всевозможные шутки Марриэт очень любил, с удовольствием сочинял и устраивал сам. Многие из них попали в его романы. Пародии и шаржи на своих сослуживцев Марриэт рисовал еще в бытность лейтенантом, а то и даже мичманом. Потом стал сотрудничать с видным английским карикатуристом Крукшенком и консультировал того по морским вопросам. Некоторые его скетчи стали основой для карикатур Крукшенка. Кстати, юмор Марриэта был отнюдь не безобидным: в переписке и некоторых документах это бросается в глаза. Вероятно, отчасти по этой причине кое-кто из начальства мешал его продвижению в чинах и вообще по службе, легко опознавая себя и подобных себе в очередной шутке и догадываясь о ее источнике.

история, суета сует, географические новости, литература

Previous post Next post
Up