Большие перемены - 4. Первая часть: Предыстория.
Для того, чтобы понять фехтовальную трансформацию в социальном контексте, придется уйти далеко назад по времени и начать со Средневековья. Впрочем, это уже традиция, и исследователи истории фехтования обычно так поступают: материал обязывает. Если оглянуться на разные трактаты по боевым искусствам, изображения битв, поединков, потешных боев и турниров со времен позднего Средневековья и постепенно дойти до начала XVIII столетия, прежде всего поражает, какой огромный пласт оружейной культуры, какое разнообразие оружия появилось и развилось за удивительно короткий исторический период и так же стремительно вышло из массового употребления. Вместе с этими видами оружия ушли в прошлое целые разновидности вооруженных конфликтов в тот же период. Первый иллюстрированный фехтовальный трактат, уже упоминавшийся ранее I.33, демонстрирует довольно развитую систему боя на мече и баклере начала XIV века (а вполне возможно и конца XIII).
I.33. Хитрый захват. Первая треть XIV в.
Трактат написан на латыни, но специальные термины немецкого происхождения. Это указывает на существование довольно развитых школ боя на мече и баклере и общую востребованность этого вооружения. Сразу замечу, что меч и баклер представляются довольно-таки универсальным и удобным видом вооружения для разных целей, и едва ли случайно, что этот вид фехтования был много позже вытеснен из своей ниши фехтованием на рапире. Первое, что бросается в глаза в этом оружии - высокие требования к мастерству фехтовальщика. Если некоторые виды вооружения сразу дают определенные возможности даже новичкам (например, копье), то в мече и баклере нужен гораздо более высокий уровень навыка и длительная подготовка. Ничего удивительного, что в знаменитом Кодексе Манессе, посвящнном германским миннезингерам, появляется особая разновидность турнирного поединка, где два бездоспешных бойца соревнуются в искусстве боя на мече и баклере, а дамы наблюдают за ними.
Это оружие носят и на свидания вместе с нарядной одеждой, и в повседневной жизни - для самообороны. Примечательна и широчайшая география этого вида оружия (от Англии до Северной Индии, и от Скандинавии до Северной Африки), и то, что им не брезгуют все сословия (от клирика, обучающего даму по имени Вальпургис в том самом I.33 до Монтекки и Капулетти во французском пересказе итальянской новеллы, который дошел до Англии в 1570-м и повлиял на создание "Ромео и Джульетты"). Однако меч и баклер - далеко не основное и не самое рыцарственное оружие.
Просто очень удобное и универсальное. Универсальное - потому что его могли использовать и одоспешенные, и неодоспешенные бойцы. Причем, для вторых это оружие было исключительно важно: можно было защищаться и атаковать этим оружием, полагаясь только на свой навык, в то время как целый ряд других видов оружия делал такое фехтование крайне рискованным изначально. Я не случайно начал с этого вида оружия: меч и баклер, некогда занимавшие ту же нишу, что и рапира (с парным оружием и без него), вероятно изначально были оружием легко пехоты, оружием бойцов-застрельщиков - тех, кто занимался разведкой, ввязывался в мелкие и короткие стычки и не был основной ударной силой. Сам термин, обозначавший фехтование как умение искусно обращаться с оружием, а не просто бой с оружием, во многих европейских языках звучит похоже - esgrima, ecrime, schermo, skirmkunst. Термин этот этимологически связан с теми-самыми бойцами-застрельщиками, и раннее слово skirmissour обозначает именно такого воина. Естественно, что в "гражданском" контексте изначально навыки бойцов-застрельщиков были ближе всего тому, что требовалось для самообороны и поединка, где основной задачей было сохранить свои жизнь и здоровье и не проиграть. Кроме того, такие бойцы были бойцами, одетыми в облегченные доспехи, в малое количество доспехов или были вовсе без доспехов: как известно, это повышает маневренность, проворство, скорость фехтовальщика, хотя увеличивает риски.
Явный контраст с этим вооружением составляет оружие типично рыцарское, рыцарское даже в символическом и религиозном отношении. Это вооружение изначально было дорогим, сложным в производстве и недоступным большинству воинов. Конь, гамбезон, латы, шлем, рыцарский меч, щит, ланс, дополнительное оружие и снаряжение, запасный конь, вооруженные слуги, свита, оруженосцы и приближенные - все вместе это отделяли рыцаря от обычного воина, даже конного. Способ ведения боя у таких бойцов был тоже иным. Доспехи, оружие и щит рыцаря требовали отдельной воинской подготовки и имели свою специфику со времен высокого Средневековья. Даже изображение боев, стычек и поединков рыцарей (верхом и пешими) разительно отличается от фехтовального столкновения. Для одоспешенных бойцов более характерен бой на встречных курсах. Доспехи и защитное снаряжение предполагают, что в целом труднее одной атакой с дальной или средней дистанции нанести существенный урон. Даже с близкого расстояния это не так просто, требуются и навык, и снаряжение, и физические кондиции. Кроме того, сравнительно важнее оказывается умение сражаться на ближней дистанции и вплотную, борцовские навыки. Рыцари должны были бороться, и борьба была важнейшим элементом подготовки. Многие знатные особы гордились своим борцовским мастерством. К примеру знаменитый борцовский матч между Генрихом VIII и Франциском I, который для более крупного и мощного Генриха закончился поражением, в этом смысле показателен. Пока же замечу, что если представить себе взаимосвязь между социальной принадлежностью и характером бойца, то контраст между фехтовальщиком и рыцарем заметен даже в веке XIV.
Генрих против Франциска
Взаимосвязь "статус-имущество-снаряжение-подготовка-физические кондиции-тактика боя-наиболее важные навыки" был бы разным даже для представителей дворянства. Если меч и баклер могли быть своего рода уравнителями, то снаряжение и оружие рыцаря уже выдяляли его в отдельную элитарную категорию. Фехтовальщикам было предпочтительнее вести бой с мало- или бездоспешным противником или коллегой. Атака на тяжеловооруженного бойца с его стороны была возможна, но крайне рискована. Рыцарь же особенно важен для противостояния другим тяжеловооруженным и подготовленным воинам (особенно рыцарям), но мог позволить себе атаковать и других противников. Словом, фехтование требовало исключительного мастерства и было крайне рискованным занятием, особенно с такими визави. Интересно, что один из ранних мастеров, чей трактат дошел до нас, Фиоре, показал свой фехтовальный навык в пяти поединках, где и он, и его противники были вооружены только длинным мечом, а одеты лишь в гамбезон и перчатки. Сам Фиоре, видимо, был из имперских дворян. Он мог себе позволить такое снаряжение, а вот мог ли позволить более дорогое - вопрос. Примечательно, что поединок такого рода в принципе проще организовать. чем рыцарский. Его ученики, кондотьеры и феодальные правители (такие как Петер фон Грюнен или Галеаццо Гонзага), на своих поединках использовали тяжелый доспех. И их поединки были поединками на целом спектре оружия, в тяжелом доспехе, верхом и пешими против таких же "тяжеловесов", вроде маршала Бусико или кондотьеров из семьи Орделаффи. При этом поединки проходили с разрешения правителей, под наблюдением других аристократов-рыцарей, устраивались на крупных площадкой с серьезной организацией. участием массы слуг, помощников, оруженосцев, распорядителей, наблюдателей. В этой массе учитель фехтования, даже самый квалифицированный, был лишь одним из многих важных участников. Даже перечень оружия, снаряжения, доспехов и аксессуаров, требовавшихся для таких боев, будь то потешные, турнирные, дуэльные или вовсе судебные поединки, нередко занимал значительное место. Формальные вызовы, договоренности о подборе оружия и стадиях поединка, арбитраж, официальное дозволение, выделение поля для боя и наблюдение от феодальных правителей с соответствующими полномочиями требовали серьезнейшей подготовки. Все ради нескольких схваток на разных видах оружия. В этом контрасте между фехтовальным поединком и поединком рыцарским, на мой взгляд, видна взаимосвязь личности поединщиков, статуса, характера конфликта и предпочтениях по части оружия - и поразительная разница между рыцарским поединком и фехтовальным поединком. Отдельно следует отметить наличие иерархических различий в плане поединков между титулованной аристократией и крупной знатью вообще с одной стороны и дворянством и знатью более низкого статуса. Внутрисословные различия были, по-видимому, очень существенными, и ничего удивительного нет в том, что ряд ранних мастеров фехтования, обучавших самых разных учеников из самых разных сословий и составлявших учебники для широкого круга учеников, были из таких дворян. Люди, бывшие дипломатами и учителями боевых искусств, вроде Фиоре, оруженосцы и учителя фехтования, вроде Тальхоффера, военные специалисты, вроде Паулуса Каля - только некоторые примеры. В этой компании не так уж неожиданно смотрятся клирики (несмотря на все запреты на ношения меча), отставные солдаты, - наряду с придворными учителями фехтования, вроде Пьетро Монте или Филиппо ди Вади и профессорами математики, вроде Бартоломео Дарди. Видимо, фехтование развивалось именно в этой разношерстой среде. И поэтому особенно примечательно, что со временем все эти рыцарские конфликты все равно в итоге свелись к дуэли на нескольких "благородных" видах оружия, с некоторым наблюдением со стороны секундантов (или вовсе без него), - то есть, типично "фехтовальному" виду противостояния.
Возможно, портрет Фиоре.
Если говорить о фехтовальном снаряжении и оружии, то в Средние века оно было разнообразным и вырабатывало разные навыки как у знати, так и у воинов "из народа". Но так уж вышло, что рыцарский меч занял особое место среди всех прочих видов оружия - даже огромных списков из десятков наименований с очень подробными требованиями и ограничениями. Конечно, рыцарское копье-ланс тоже пользовалось популярностью. Недаром, когда Сервантес писал посвящение Каррансе, речь шла о равном владении "пером и копьем". Но меч выдалялся даже на фоне этого символа кавалерийского мастерства. Вероятно, дело было в качестве оружия. Меч был универсальным оружием. Его было в целом проще носить, чем очень многие виды холодного оружия. Хороший меч и эстетически, и по прочности, и по эргономичности, и по долговечности выделялся среди других видов оружия. Меч считался благородным оружием и привилегией знати. Право носить меч старательно ограничивали, хотя эта борьба шла с переменным успехом, и дворянству до конца так и не удалось его монополизировать. Мечу придавали сакральный статус. И это в большой степени было результатом пропаганды, в том числе времен крестовых походов, и религиозной проповеди. Видный французский историк Мадоль назвал эту систему взглядов "идеологией меча".Меч сравнивали с крестом, меч в качестве священных реликвий и чудесного оружия фигурировал в религиозных сочинениях, романах "артуровского цикла", рыцарских романах вообще и жестах. И авторы трактатов по фехтованию оказывают мечу особое почтение. Но рыцари вполне использовали и секиру, и клевец, и шестопер, и многие другие не столь "священные" виды оружия. Не гнушались они и "неблагородным" арбалетом, и многими видами специфического оружия, не столь романтизированного церковными авторами, а потом и авторами романов - той же пальмы, скажем. Более того, бурное технологическое развитие в металлургии и оружейном деле должно было бы охладить энтузиазм - с XIV по XVI век сменилась в этом смысле не одна эпоха, и рыцарь становился все лучше защищен и снаряжен. И даже его окружение. Но для нашей истории особенно важно и интересно, что за все это время меч нисколько не утратил своего идейного значения, и даже в Ренессанс и Новое время был символом и атрибутом рыцарства, а в целом - знати. Отчасти дело было, вероятно, в фехтовании - меч довольно универсален в защите и атаке. Подготовка такого воина требовала и времени, и профессионализма, и развития массы других важных навыков и кондиций. Чаще всего такую подготовку могли себе позволить именно аристократы. Позднее это отношение было перенесено на новые типы меча - рапиру и шпагу. И вот эта трансформация интересна отдельно.
Ситуация разделелния бойцов на тяжеловооруженных рыцарей и бойцов легковооруженных (и нуждавшихся в навыках близких фехтованию Нового времени) продлилась довольно долго. Даже Итальянские войны и военная революция, шедшая в Европе все это время, далеко не сразу изменила положение вещей. Байард так же бился на рыцарских поединках во времена Итальянских войн, как это делали ученики Фиоре или более ранние рыцари XII-XIII веков. Оружие и доспехи изменились, выработались новые навыки, а суть осталась той же. Но именно в XVI веке масса французских аристократов стала регулярно ездить в Италию не только воевать, но и учиться. И поздний современник Байарда, Жарнак, в ходе рыцарского судебного поединка старого образца использует чисто фехтовальные навыки и хитрость, чтобы победить своего противника - явного фаворита этого боя, Ла Шатеньере. Обычно, говоря о революции в военном деле, имеют в виду артиллерию, пехоту с новым огнестрельным оружием, реже новые тактические построения у пикинеров и других пехотинцев. Однако именно в эту эпоху радикально меняется состав армий, они растут, и с ними растет количество мало- или бездоспешных солдат, которые изначально обладали или приобрели фехтовальные навыки. Вместе с тем в гражданской сфере происходит не менее серьезная революция - растет влияние и численность дворянства мантии, дворян и аристократов, не имеющих воинской подготовки, рыцарского снаряжения, средств для такой подготовки и снаряжения. Эти люди идут в чиновники, в суды и местные органы власти. Они обрастают влиянием, деньгами и связями. Они не носят доспехов, но при этом принадлежат к дворянству или на это претендуют, умеют отстаивать свои интересы и стремятся защитить и всячески повысить свой статус, вплоть до того, чтобы сравниться с аристократами более высокого ранга. В интереснейшей работе А.В.Б. Нормана о развитии холодного оружия (к сожалению, этот специалист в основном занимался эфесами, а не клинками) фигурирует важная дата - 1480 год. Дата, когда впервые в документах появляется понятие espada ropera. Это меч "дворянства мантии", оружие гражданское, для которого первичны навыки фехтовальщика. Именно из таких колюще-рубящих мечей со временем вырастут шпага и рапира для гражданских целей - символ "благородного" статуса, средство самообороны в гражданских конфликтах и оружие дуэли. А также - удобная замена прежнему колоссальному арсеналу и доспехам. Здесь-то навыки застрельщиков и понадобились. В XVI веке начинается мода на дуэль. Конфликты между знатными и влиятельными лицами, конфликты между вооруженными людьми, конфликты между солдатами, споры между семьями, кланами и группировками растут в числе и интенсивности на протяжении всего этого столетия и следующего за ним. Однако у гражданского конфликта - своя специфика, и стремление идти вперед и бить врага, характерное для военных, зачастую самоубийственно в дуэли гражданской, потому как контрприемы против таких бойцов составляют очень большую часть подготовки ренессансного фехтовальщика. Достаточно вспомнить Агриппу. Хотя он - далеко не единственный, и, вероятно, даже не самый первый. К концу XVI века даже в военных академиях обязательно изучают фехтование на рапирах. Хотя уже становится понятно, что это преимущественно "гражданское" оружие, а в армии востребованы иные виды колюще-рубящего клинкового оружия. И здесь начинается следующий этап большой трансформации.