Петровская государственная машина

May 22, 2015 13:52


Главное достижение Петра 1 - создание государственной машины, которая пережила даже его династию. Сломив сопротивление и волю родовых элит, он создал новую элиту, всецело подчиненную не монарху, но государственной машине. Это придало необычайную устойчивость и выживаемость государству, позволяя переживать дворцовые перевороты, бунты, революции, войны с внешними врагами. Именно государственная машина превратила жителей Московского княжества в русских, которых знают по всему миру. Известная нам с детства «любовь к Родине» - это передающаяся из поколения в поколение верность государственной машине, вполне осознанная, основанная на опыте многих предков. Страх потери всего после княжеских междоусобиц, нашествия Орды, Литвы, Шведов, смуты и крестьянских (казачьих) восстаний толкал население и его элиту в железные объятия новой, вечной государственной машины.



Первым, кто пытался её создать, был Иван 4 (Грозный). Его Опричнина была попыткой такого преобразования страны и власти. Новизна дела, сопротивление родовых элит, болезни самого царя не дали гусенице превратиться в бабочку. Опричнина была распущена, но опричники остались. Царь за свою попытку заплатил дорогую цену. На его сыновьях закончился род Рюриковичей, а страна оказалась на грани распада.
Однако за 100 лет после смуты на месте сломленной потомственной аристократии не успела образоваться и укрепиться новая. Бояре при Петре были уже не то, что при Иване. Опричнина не потребовалась. Повзрослевший царь смело резал бороды знати, не боясь ни физического, ни морального сопротивления.
Какие же основные признаки новой государственной машины?
1. Внеклановость. Чтобы встать на верхние ступеньки государственной иерархии не требовалось быть знатного рода.
2. Интернационализм. Чиновником мог стать человек любого роду - племени.
3. Внеконфессионализм. Для народа главной религией было православие. Но для чиновников государственной машины не было обязательным условием.
4. Жесткая иерархия. Вначале во главе стоял абсолютный монарх. Потом - Генеральный секретарь. Теперь - Президент. Характерная для многих западных государственных машин «сетевая» структура и многополюсность не прижилась в России, не смотря на многочисленные перевороты государственного устройства.

В чем плюсы такой государственной машины? Она универсальна. Любой, кто придет к власти, может легко занять все «пульты управления» этой машины и с места начать движение в желаемом направлении. Никаких классовых, расовых, этнических и этических ограничений нет. Система прозрачна и понятна.
Главный недостаток этой машины в пункте 4. Необходимость в командире, самом главном распорядителе, который задаст главное направление и подпишет самые важные приказы, предъявляет к этому руководителю запредельные требования. Недостаток ума, опыта, решительности могут привести к неэффективности государства и кризису.
Как только «у руля» оказывался некомпетентный, нерешительный, слабовольный руководитель, так страна оказывалась на грани войн, разорения, революций. После ужасных потрясений, когда терялось почти все, находился сильный руководитель, который занимал кресло командира. И государственная машина, как Феникс, возрождалась из пепла и резво тянула страну к новым свершениям, являя миру чудеса возрождения и мощи.

На сегодня нет пожалуй силы, способной уничтожить петровскую государственную машину, не уничтожив Россию и большую часть её населения. Это наше богатство и проклятие. И главный недостаток машины (необходимость в компетентном командире) вполне может компенсироваться количеством и качеством населения России, в которой достаточно людей волевых и грамотных.
Царь, Генеральный секретарь, Президент, Верховный правитель нужны России не потому, что «рабское сознание населения тянется к господину». Любой, кто знает Россию изнутри, видит её всю, а не фрагментами, через фильтры предубеждений, понимает, что никакого «рабского сознания» у русских нет. Причина русского единоначалия в другом. На крейсере или атомоходе никому не придет в голову требовать избрания капитана большинством голосов, особенно во время похода. Никто не будет пытаться коллективно управлять кораблем. Лучшего варианта, чем один капитан на мостике, которому иерархически подчинены все на корабле, никто ничего не придумал. Петр 1, как первый корабел России, и государственную машину построил по принципу корабля.
Чего не удалось сделать Петру, это создать школу капитанов, которых с детства будут готовить на должности руководителей, вплоть до самой высшей должности. Просто он не успел. Самая главная должность должна была передаваться самому лучшему, а не старшему сыну. Не решили эту проблему коммунисты, что завело государственный корабль в тупик. Сегодняшнее положение - счастливая случайность. Но рассчитывать на неё в будущем безответственно.
Следующий шаг в развитии государственной машины - это создание школы президентов. Должен быть институт, который уже с младшего возраста будет выделять наиболее одаренных людей, способных в зрелом возрасте взвалить на себя груз ответственности за всю страну. Такой отбор должен быть:
1) Многоуровневым
2) Разнонаправленным
3) Сетевым
Нет сомнений, что богатые и влиятельные семьи захотят правдами и неправдами записать своих отпрысков в будущие президенты. Поэтому к «последней двери» должны подходить претенденты с разных направлений, обладающие опытом в разных областях, из различных слоев общества. Проявить свою способность руководить людьми, брать на себя ответственность, распоряжаться ресурсами можно в разных областях. И в МЧС, и в армии, и в медицине, и в науке, и местном самоуправлении. Во все эти области нужно готовить командиров с детства. Волю и способность противостоять политическим оппонентам выявлять и развивать в конкурентной борьбе. Умение управлять людьми - в детских и юношеских организациях. Умение распоряжаться ресурсами - в молодежных предприятиях. Умение руководить и нести ответственность - в детских, школьных, студенческих, городских «правительствах».
Чем больше будет таких «школ президентов», тем выше вероятность, что места в государственной машине займут компетентные люди. И тогда государство не будет стоять на месте, пятится или ходит кругами, а будет уверенно двигаться вперед, обгоняя и увлекая за собой другие страны.

Петр 1, школа президентов, Русское государство, государственная машина

Previous post Next post
Up