Архитектура будущего. Город Искусств и Наук в Валенсии

Jul 15, 2019 09:15


Время не стоит на месте, и любой город, где помимо старых и многое повидавших на своём веку кварталов присутствует выдающаяся современная архитектура, мгновенно взлетает в рейтингах туристических направлений. Футуристический комплекс "Город Искусств и Наук" стал точкой притяжения в Валенсии.



Совмещать в пределах одного урбана классическую пышную архитектуру, средневековые церкви и базилики по соседству с оригинальными формами современных построек - задача подчас непосильная для многих градоначальников. В большинстве случаев небоскрёбы и нетривиальные здания выносятся на окраину, подальше от исторического центра, чтобы не вызывать негативную реакцию у старожил, вечно ворчащих, что очередная "кукуруза" портит канонический и понятный малоэтажный скайлайн, к которому за десятилетия успели привыкнуть глаза - яркий пример тому комплекс La Defense в Париже. Либо горожане свыкаются с тем фактом, что на дворе XXI век, и принимают, как должное, появление футуристичных зданий - вспоминаем чопорных англичан и торчащий посреди Лондона сталагмитом небоскрёб The Shard, рукоплескаем Сингапуру, где от колониальных зданий Чайнатауна до отеля-лодки Marina Bay Sands и комплекса деревьев Аватара, Gardens By The Bay, рукой подать.

В Валенсии городская администрация оказалась на шаг впереди многих других мировых градоначальников и ещё в начале 1990х годов запустила проект по созданию ультрасовременного комплекса, посвященного новейшим достижениям науки и технологий в русле осушенной после наводнения руки Турия, где раскинулся популярный прогулочный парк. После ряда внутриправительственных противоречий и разногласий, немного отсрочивших утверждение дизайн-проекта и выделение участка под строительство, загорелся зелёный свет, и началось возведение будущей архитектурной жемчужины Валенсии, "Города Искусств и Наук". Авторство комплекса в стиле биотек, легко способного послужить декорациями к любому фантастическому фильму, принадлежит испанскому архитектору Сантьяго Калатраве, и почти всегда журналисты и блогеры забывают упомянуть менее именитого зодчего Феликса Канделу, поучаствовавшего в проектировании одного из сооружений.

2.  

Комплекс сдавали и вводили в эксплуатацию постепенно с 1998го по 2009й годы, не будет лишним упомянуть, что как и во многих других проектах Калатравы, изначальный бюджет оказался в процессе превышен в несколько раз и заложенные 300 миллионов евро с учётом потребовавшихся ремонтных работ переросли в сумме практически в 1 миллиард. Впрочем, несмотря на всплывающие во многих проектах Калатравы огрехи, связанные с неправильным выбором материалов или не досконально просчитанной функциональностью, его архитектура продолжает поражать воображение и вдохновлять, ведь в текучих и органичных формах биотека каждый посетитель увидит нечто своё, отличающееся от официальных пресс-релизов. Перу блогера здесь особо негде разгуляться - ни легенд, ни интересных фактов из короткой истории комплекса, а перефразировать сухие данные о площадях, весе перекрытий и вместимости отдельных строений - то ещё сомнительное удовольствие, поэтому не ожидай далее, достопочтенный читатель, насыщенного эпитетами и метафорами текста, а лучше рассматривай фотографии и делись впечатлениями в комментариях.

3.  

Первым открывшимся зданием стал построенный в форме гигантского глаза L'Hemisfèric - IMAX кинотеатр, планетарий и "лазериум", центр лазерных постановок. Карнизы перед входом напомнили мне закрылки, а весь "Город Искусств и Наук" сознание и воображение тут же перерисовало как космопорт из будущего, когда полёты на Марс станут для человечества чем-то привычным и обыденным, как доехать на метро в соседний район.

4.  

Весь комплекс окружили бассейном, что не давал абсолютно никакой прохлады в тот жаркий день. Благодаря нему футуристические здания словно парили в воздухе, а если представлять их в качестве космических кораблей, то казалось, ещё чуть-чуть и забурлит воды, загудят двигатели на анобтаниуме, космолёт поднимется в воздух и совершит квантовый скачок.

5.  

Музей науки имени принца Фелипе, El Museu de les Ciències Príncipe Felipe, воплощает в своей ребристой структуре скелет кита. Сугубо научных и сложных для понимания простыми смертными мероприятий внутри не проводится, напротив, многие выставки носят скорее развлекательный и научно-популярный, чем образовательный характер. Создатели планировали не создать испанское Сколково, интеллектуальный научный кластер, где бы за разработку новых технологий бились бородачи в белых халатах, а собрать под крышей определённые экспонаты, что побудили бы подрастающее поколение заниматься исследованием процессов, протекающих в нашем мире.

6.  

Первый этаж занимает почти полностью фойе, сквозь решётчатую стену которого открывается вид на сад в бывшем русле Турии. На втором разместилась экспозиция "Наследие науки", посвящённая работам испанских нейробиологов и биохимиков. На третьем уровне посетителю расскажут подробно про двойную спираль ДНК, гравитацию и космос, а после Вы не вытащите детей из зоны, отведённой супергероям из Вселенной Marvel.

7.  

8.  

Здания музея понравилось мне в комплексе больше всего из-за его ячеистой структуры фасада, где в плавности форм я увидел мотивы Гауди, хотя Калатрава бы точно заявил, что творениями другого выдающегося испанского архитектора он ни разу не вдохновлялся, и ребристая структура более агрессивна по своей сути.

9.  

El Palau de les Arts Reina Sofia - оперный театр и концертный зал для различных театральных постановок.

10.

С определённого ракурса театр напоминает кита, выпрыгнувшего из океанских вод перед тем, как снова уйти на глубину.

11.

А с обратной стороны, фанаты "Звёздных войн" меня поймут, оперный театр напоминает шлем Дарта Вейдера, либо, если абстрагироваться от космических и киношных фантазий, шлем средневекового испанского воина.

12.

L'Oceanogràfic - крупнейший в Европе океанариум, спроектированный Феликсом Канделой, тем самым уже покинувшим наш мир архитектором, про которого любят забывать. Главное здание воплощает собой форму водяной линии. Ни в одно здание из комплекса я билет не покупал, но пропустить океанариум и не посмотреть на более 500 видов морских обитателей и шоу дельфинов я не мог - тема для отдельной заметки.

13.

14.

На территории океанариума разместили и парк бабочек, и авиарий - именно домом для нескольких видов птиц стала белая сетчатая сфера, где при входе предупредили быть предельно аккуратными и осторожными, поскольку птички любят не церемониться и открывают бомболюки в любой удобной им ситуации.

15.

El Pont de l'Assut de l'Or - вантовый мост, чей пилон достигает высоты в 125 метров. Фиолетовая ракушка - плаза L'Àgora, ещё один концертно-выставочный зал, самое позднее здание в комплексе "Города Искусств и Наук", сданное в 2009м году.

16.

17.

L'Umbracle - галерея и один из входов в комплекс. Под арочными перекрытиями разместилась оранжерея с растениями, что издавна растут в Валенсии, пальмами, апельсиновыми деревьями и кустарниками по соседству со скульптурами современного искусства.

18.

Поднятая над основными зданиями комплекса за счёт интеграции огромной парковки галерея используется горожанами для неспешных прогулок и селфи на фоне футуристической архитектуры Калатравы. Однако решётчатые навесы, пусть и увитые растениями, почти не давали никакой тени над скамейками, так что перевести дух от обжигающего солнца на L'Umbracle летом вряд ли удастся.

19.

Город Искусств и Наук признали в 2007м году одним из 12 чудес Испании, отреагировав на проведение международного голосования по выбору 7 новейших чудес света. Что ж поделать, любит нынче народ составлять списки, ставить галочки напротив выполненных пунктов, да и не мне Вам объяснять, что обзорные посты с кратким описанием из разряда "Топ-10 мест, куда стоит пойти в Валенсии" пользуются в наш век переизбытка информации большим спросом, чем лонгриды по каждой отдельной локации из этого самого списка.

20.

21.

Единственный минус бассейна - все отражающиеся в нём конструкции приобретают болезненный желтовато-зеленоватый оттенок, что никак не получилось прогнать при обработке фотографий.

22.

23.

Я наведался к "Городу Искусств и Наук" дважды, второй раз в вечернее время, и пусть и не захватил в ту поездку с собой штатив, отчего пейзажисты и профессиональные архитектурные фотографы тут же схватились за сердце и приготовились писать в комментарии тирады вроде "а не стыдно показывать подобные фотокарточки на суд широкой публики?", всё равно попробовал снять пару ракурсов не слишком обильно подсвечиваемого комплекса.

24.

Вечером здесь гораздо меньше людей, редкие фотографы устраивают рекламные фотосессии, бегая вокруг разодетых моделей и стоек со вспышками. Тишина и прекрасный повод передохнуть от изнуряющей валенсийской жары, а заодно и подумать: а построят ли у нас когда-нибудь нечто подобное? Нужны ж громадные суммы не слишком крепкой национальной денежной единицы, а вдобавок и вкус у обладателей таких средств, не забывая ещё и о восприятии подобного футуризма в среде рядовых городских жителей, с чем, как показывают примеры Лахта-центра и комплекса Москва-сити (в меньшей мере), у наших соотечественников до сих пор не всё гладко и редко обходится без едких высказываний в адрес инвесторов и архитекторов.

25.

"Город Искусств и Наук", лишь ради него стоит приехать в жаркую Валенсию, а с посещением Океанариума у Вас пролетит незаметно почти целый день. Испанцы не терпят торопливости и суеты, а город предложит ещё несколько удивительных мест для изучения вместе с беспечными прогулками и перерывами на тапас и паэлью. Keep it locked!

Другие посты о современной архитектуре:

Культурный центр Гейдара Алиева в Баку


Кампус экономического университета Вены


Вокзал Oriente в Лиссабоне



Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Испания, фотге, trips

Previous post Next post
Up