Джвари. Как Лермонтов ввёл всех в заблуждение

Jun 23, 2019 19:46


"Не посетил Джвари, считай, что не был в Грузии", - безапелляционно отвергнут грузины все Ваши весомые аргументы и объяснения. Для них древний храм Святого Креста на горе около Мцхеты - одно из самых священных мест для паломничества и молитвы, увековеченное в мировой литературе, как принято считать, М.Ю. Лермонтовым.



Будь ты в школе заклятым двоечником, что дёргал девочек за косички, с последней парты плевался жёваными бумажками через ручку и мечтал поскорее дождаться перемены и урока физкультуры, чтобы погонять с пацанами футбольный мяч, если начать читать вступительные строки из поэмы "Мцыри" - "там, где сливаяся шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры, был монастырь..." - почесав темечко, ляпнешь: "Ага, что-то подобное припоминаю, дальше этих строк, правда, не осилил. По литературе у меня тройбан всегда был."

А приезжаешь потом в Тбилиси и, для разнообразия, выбравшись на полдня в соседнюю Мцхету, поднимаешься на гору к храму, и тут гид нараспев декламирует те самые строки, что всплывают в памяти. "Светка, прикинь - тот самый монастырь!" А всё ли так очевидно, и именно ли о Джвари писал Лермонтов или ввёл всех в заблуждение, дав описание крохотного монастыря, которого давно и в помине не существует в месте слияния двух рек, и сейчас экскурсоводы и туристические порталы выдают растиражированную информацию за истину?

Поскольку Джвари, что с грузинского означает "Крест" - место несомненно культовое и знаковое для становления в Грузии христианства, спорить об источнике вдохновения для поэта во время северо-кавказской ссылки особо не принято, однако краеведы складно излагают и другие теории. Всё же для начала из уважения к таланту поэта приведу тот самый отрывок из "Мцыри" целиком, а дальше уж будем пытаться разобраться: тот ли монастырь?

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит...

Казалось бы, яснее некуда - справа более-менее чистый поток горной Арагви, слева - мутная Кура, воды которой текут в Тбилиси. Обнявшись, больше не шумят - вследствие строительства Земо-Авчальской ГЭС уровень воды в обеих реках вырос, да и соединялись русла во времена Лермонтова, стало быть, несколько в другом месте. Однако сотни поднимающихся каждый день к Джвари туристов и местных сей факт мало заботит - ставший легендарным вид лайков ради стремятся запечатлеть на камеры своих телефонов абсолютно все и каждый. Слияние двух рек и вид на Мцхету - чуть ли не самая популярная пейзажная фотография, привозимая из Грузии, а фотографам настоятельно рекомендуют, ориентируясь на положение солнца, подниматься к храму исключительно в первой половине дня.

2.  

А тот ли монастырь? Во-первых, доподлинно неизвестно, существовал ли при храме Джвари, построенном ещё в начале VII века, крохотный монастырь, и описывал ли поэт его руины. Вдохновился ли он видом на Мцхету и не менее культовое религиозное сооружение, собор Светицховели, у подножия которого и сливались предположительно две сестры-реки в XIX веке? В окрестностях Мцхеты действует ещё несколько монастырей - небольшой действующий женский монастырь Самтавро, что сразу отметает данный вариант, памятуя о строке про одного старика седого, и отдалённый и расположенный в горах Шиомгвиме.

3.  

Впрочем, любители скандалов, интриг и расследований, жаждущие показать всё, что скрыто, утверждают что ниже Джвари на склонах холма ещё в советские годы оставались руины крохотной часовенки, что во времена Лермонтова и могла послужить тем самым прообразом для описания во вступлении к "Мцыри". Либо поэт и вовсе, будучи творческим и впечатлительным человеком, очаровавшись кавказскими красотами и посещением многих монастырей в округе, придумал некий собирательный образ, воплотил его в поэме, а теперь улыбается на том свете, что отчасти благодаря его поэзии к Джвари несмотря на культовый статус стекаются ещё и дополнительные посетители.

4.  

История Джвари берёт своё начало от пришествия в 320м году святой Нино Каппадокийской. В те далёкие годы Грузия называлась Иберией (или Иверией), и проповедовали населявшие страну люди отнюдь не христианство. Но именно сведения о захоронении в этих землях у слияния двух рек хитона Христова и привели из-за гор в Мцхету святую Нино. Считается, что после распятия Иисуса Христа житель Мцхеты выкупил за гроши хитон у римских воинов и привёз его домой, вручил своей сестре, да та, взяв одеяние в руки, скончалась на месте. Хитон так не смогли высвободить у неё из рук, так вместе с ним и захоронили. А после на могиле вырос огромный раскидистый кедр.

5.  

Нино спустя почти два столетия не могла знать таких подробностей и молилась Богоматери о помощи, чтобы увидеть своими глазами святыню, увезённую из Иерусалима за снежные пики кавказских гор. Однажды ей приснилось, что Дева Мария вручила ей крест из виноградной лозы и послала в дальнюю страну Иберию с проповедью христианского учения. Проснувшись, она обнаружила в руке тот самый крест, перевязала его своими волосами, и получив благословение отца, отправилась в долгий и праведный путь.

6.  

Поселившись у царского садовника в Мцхете, Нино творила одно чудо за другим: исцеляла бесплодие и другие недуги. Однако и сам правивший в те годы царь Мириан III, будучи исцелённым от слепоты, не стремился уверовать в нового Бога, пока на охоте не приключилось жуткое событие. Внезапно среди бела дня затмилось солнце, наступила кромешная темнота, и свита царя разбрелась в ужасе и панике в разные стороны, оставив Мириана одного. Ошарашенный и испуганный, взывая к старым Богам, он бродил по лесам, долам и горам и не находил объяснений случившемуся. И как только обратился Мириан к Богу, которому поклонялась Нино, и как только клятвенно пообещал построить храмы во имя креста из виноградной лозы, небо осветила яркая вспышка, а тьма в одно мгновенье рассеялась. Слово своё царь сдержал, и вскоре Иберия приняла христианство в качестве официальной государственной религии.

7.  

И здесь снова, как грибы после дождя в погожий летний денёк, выползают всяческие трактовки дальнейших событий и легенды. По одной версии, к царю пришло видение четырёх падающих звёзд с неба, и он порешил установить в местах падения звёзд четыре креста из виноградной лозы. Одно из них располагалось как раз на холме около Мцхеты, где святая Нино саморучно и установила крест, связав его своими волосами. А впоследствии вокруг креста возник храм Джвари. Ладно звучит, да есть одна неувязочка: в житие святой Нино есть глава об установлении трёх крестов. Куда пропал четвёртый? И сколько бы продержались пусть и связанные не только волосами, а божественными силами кресты из виноградной лозы?

8.  

Ещё одна незамысловатая версия гласит, что принявший новую веру Мириан, посоветовавшись с Нино, решил установить четыре креста на вершинах гор по четырём сторонам иберийского царства, ознаменовав принятие христианства. Слишком банально, читатель уже начинает позёвывать и подумывает перекинуть своё внимание на другой пост. Поэтому пора огласить самую правдивую и в то же время мистическую версию событий.

9.  

Приняли решение соорудить из древесины того самого кедра, выросшего на месте захоронения хитона, священные кресты во славу Господа. Торжественно срубили дерево и, не тронув ни ветки, внесли в город и поставили у ворот нового храма. Дерево продолжало благоухать больше месяца и даже не думало увядать. А когда изготовили кресты, освятили их и установили в храме, жители Мцхеты каждую ночь видели на небе необъяснимое явление. Как только наступала ночь, над городом возникал огненный крест, верх его наподобие венца тернового окружали звёзды, а как только занимался рассвет, так отделялись от креста 3 звезды и разлетались в разных направлениях: одна - далеко на восток, вторая - далеко на запад, а третья - к вершине горы за рекой Арагви, и зависнув там на некоторое время, возвращалась обратно к кресту.

10.

"Что за знамение чудесное?" - перешёптывались жители Мцхеты и члены царской семьи. "Вера Христова осияла твоё царство великим духовным светом, и слава Распятого на Кресте пребудет в нём до скончания века, а тем, что звезды уходят всегда в определенные стороны, Господь указывает на места, где должны быть поставлены святые кресты", - ответила Мириану III святая Нино. Гонцы проследили, куда падали две звезды, там и установили впоследствии кресты, а к вершине горы, где нынче стоит Джвари, царь со всей семьёй и свитой вместе со святой Нино отправился устанавливать крест самостоятельно. Перебравшись через реку, на полпути они остановились на ночлег в пещере, где Нино молитвами попросила у Бога создать источник, действующий до сих пор и, по повериям, помогающий тем, у кого долго не получается зачать ребёнка.

11.

После установки креста его озарило яркое пламя, и с небес спускались ангелы Божьи, а гора тряслась, пока знамение продолжалось. Приходившие поклониться излечивались от болезней и недугов, бездетные матери снова рожали детей, восставали с того света только что умершие. Позднее над крестом построили храм, ставший прообразом Джвари. Сначала был возведён так называемый малый Джвари, от которого остались лишь руины. Сохранившееся до сегодняшних дней храмовое здание возвели, как считается, в период 586-604 годов, то есть почти три столетия спустя пришествия Святой Нино и принятия Грузией христианства.

12.

Крест на историческом пьедестале не пережил полторы тысячи лет, лишь известно, что во время нашествия арабов-мусульман и образования Тбилисского халифата храм либо превратили в мечеть, либо забросили, а деревянный крест вывезли из страны. Кто тогда вернул его в Грузию и установил в центре Тбилиси в соборе Цминда Самеба - тоже не ясно, и тот ли этот крест? Так или иначе в Джвари в 2009м году на историческом месте, куда с небес спускались ангелы, установили новый кипарисовый крест, которому и поклоняются прихожане.

13.

Послушать легенды о святой Нино, падающих звёздах и горевшем над Мцхетой небесном кресте в любое время стекаются толпы туристов, посещающих Грузию, и конечно же, прихожан. Зафрахтованный нами в центре Тбилиси таксист проявлял неприкрытую радость, что впервые побывал в Джвари в дневное время, тогда как до этого дня у него получалось по независящим от него причинам оказываться на вершине горы у слияния Арагви и Кура только поздним вечером или ночью.

14.

В любом случае, оказаться там в полнейшем одиночестве и почувствовать на себе энергетику святого места, чья история насчитывает, если отталкиваться не от строительства непосредственно храмового здания, а от установки первого креста, аж 1700 лет, у Вас вряд ли получится, да и надо ли оно? Лишь стены да руины помнят реальную историю этих мест, да кто ж из них сможет выдавить хоть слово?

15.

Ни спящие собани, постигшие смирение и благодать и не выпрашивающие еду и ласок у многочисленных посетителей.

16.

Ни снующие по камням и подставляющие шкурки тёплому солнцу ящерки. Видите ящерку? А она есть.

17.

18.

Если отбросить все религиозные составляющие, даже силой затащенному на экскурсию сердобольной мамой школьнику-троечнику понравится пасторальный вид, простирающийся куда ни погляди. Вдаль на север к седым пикам гор мимо извивающейся Арагви уходит Военно-грузинская дорога, ставшая само по себе достопримечательностью благодаря своей крайней живописности; шурша шинами по асфальту, спустя день мы направимся по ней в посёлок Степанцминда в тени величественного Казбека.

19.

А ввёл ли Вас, как и всех остальных, в заблуждение Лермонтов, собрав общий образ монастыря из увиденных им на Кавказе, или же действительно взял Джвари за основу для запавших в память со школьной скамьи строк - уже не столь важно.

20.

На фоне последних событий и обострения отношений с Грузией, отчасти приятно, что я долго собирался, но таки, можно сказать, успел съездить на недельку в эту замечательную страну, где большинству людей политические распри, как и Вашему корреспонденту, абсолютно ни к чему. Так что ни слова о политике и провокациях в комментариях, а я продолжу показывать Грузию той гостеприимной страной, какой она встретила меня в минувшие майские праздники. Keep it locked!

Другие посты о Грузии:

Дом купца Калантарова


Парадные старого Тифлиса


Грузинский Стоунхендж



Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Грузия, фотге, trips

Previous post Next post
Up