Винил: всегда живой!

Feb 02, 2014 18:24

Так мёртв или жив винил? Продажи по всем графикам ползут вверх год от года, но растут они у рок- и поп-музыки и переизданий старых альбомов. В электронной музыке совсем другая ситуация - сейчас на моей полке соседствуют пластинки из 90х со стикерами "Limited to 5000" и более новые, чей тираж колеблется от 100 до 300 копий. Данная тема уже пережёвывалась в диджейских и околомузыкальных кругах, каждый остался при своём мнении: либо распродал коллекцию и перешёл на цифру; либо перестал покупать пластинки, но оставил их для особых олдскул сетов, перейдя тоже на цифру; либо покупают и пластинки, и цифру; либо самые волевые и упрямые сторонятся цифровой отрасли и продолжают играть только с винила. В клуб последних и я входил до этого года, но решил, что это довольно глупо ограничивать себя рамками физических носителей. Тем более, как будет ещё раз сказано ниже, тот факт, что ты играешь с винила, уже никого не волнует. Лишь некоторые люди с танцпола потом могут подойти и выразить тебе респект за использование пластинок.
Владелец новоиспечённых питерских виниловых драмэндбейс лейблов Audio Plants и Burelom Music разразился в Контакте постом о тенденциях в виниловой индустрии, о восприятии музыки слушателями и т.п. В принципе, я во многом с ним согласен, поэтому и решил поделиться, разбавив инстаграммками.




"....Повторю несколько достаточно банальных моментов.
1. Танцпол окончательно перестал разбираться в музыке. Наверное, правильно будет сказать, что он никогда особо в ней и не разбирался. Обычно, лишь единицы в клубе способны оценить факт того, если ты ставишь редкий трек с пластинки, стоимостью в несколько десятков или даже сотен долларов. Обычным людям в клубе нужна просто музыка, приятный метроном для общения и проявления себя через танец. Поэтому house музыка всегда будет самой популярной - это самый удобный и понятный из существующих метрономов.

2. Винил выпал из образа популярного ди-джея. Пластинка - это всё ещё узнаваемый образ, но отсутствие тяжелого чемодана с винилом, не лишает человека образа ди-джея, не принижает его в глазах танцпола. И наоборот - наличие этого чемодана ничего тебе не добавляет. Уважение танцпола к винилу пропало. У меня есть друзья, играющие старый пси-транс исключительно на виниле. Но люди не считают это чем-то выдающимся. Подпись в лайнапе "vinyl only set" не дает тебе никаких плюсов и не вызывает серьезного отклика среди аудитории.
Сегодня ты можешь бегать по сцене и играть на планшете, и это взорвёт танцпол - я видел такое выступление перед многотысячной толпой. Классный был сет! Нынешняя молодежь не всегда вообще понимает, как работает пластинка, что происходит в момент опускания на неё тонарма. Понятие “аналоговое воспроизведение” ставит людей в тупик. Мы уже слишком давно живем в цифровом мире.




3. И главное - изменился механизм продвижения новых треков. Ди-джеи всегда стремились поставить что-то небанальное и удивить танцпол, запомниться и отстроиться от других. Самый верный способ - играть что-то новое, что-то ещё не вышедшее, существующее всего у нескольких человек. И такой подход был всегда. Раньше это были ацетатные пластинки, нарезанные ночью перед вечеринкой самим продюсером, или несколько копий, нарезанных лейблом для самых уважаемых представителей сцены в качестве теста на реакцию танцпола.
Сейчас цифровая революция позволила продюсерам мгновенно делиться своими новыми треками с большим количеством ди-джеев, а виниловый формат стал мешать ди-джеям удивлять танцпол новинками.




Винил остался лишь важным элементом какого-нибудь хип-хоп выступления. Бармен необязательно должен уметь ловко подбрасывать бутылки с ингредиентами коктейля, для того чтобы коктейль получился вкусным, но это часть их образа и показатель профессионализма. Здесь тоже самое: хип-хоп и пластинки созданы друг для друга. Поэтому хип-хоп ди-джеи, активно использующие скретч, остаются последним бастионом в процессе ухода винила с танцполов. В остальных случаях он добавляет внимания к выступлению (даже если ты играешь техно), но уже совсем не обязателен.
Все это случилось примерно 10 лет назад, но являясь коллекционером пластинок, а не новинок, я не задумывался об этом раньше. Для меня все изменилось, когда я объявил о презентации первого релиза в формате вечеринки. Когда я начал собирать свой сэт, я понял, что являясь только виниловым ди-джеем, я нахожусь в совершенно не равном состоянии, по отношению к продюсерам, играющим до меня. Ребята играли треки, полученные напрямую от авторов ещё до релиза, я же располагал лишь релизами, вышедшими минимум 2,5 месяца назад, а значит написанными минимум 6-7 месяцев назад. Даже если трек в первые 2 недели подписан на лейбл, он не уходит в производство сразу, у лейбла есть своя небольшая очередь. Итого 2-3 месяца ожидания, 2 месяца на производство, месяц на доставку почтой России, и твоя новенькая пластинка на самом деле совсем не нова.




Кстати, в этой ситуации меня озадачивает тот факт, что все мировые звезды, даже вне зависимости от страны проживания, играют много одинаковых, но популярных треков. Каждый из них, наверняка общается с большим количеством малоизвестных продюсеров, которые могут (и очень рады) поделиться с ними ещё неизданным материалом. Конечно, не все эти новинки высокого качества и обязательно понравятся ди-джею, но я смотрю на десятки новых подкастов в месяц и вижу, что они играют известные всем новинки, готовящиеся к выходу на самых крупных лейблах.
Куда делось то самое желание выделиться и поставить что-то новое и оригинальное? Можно предположить, что позиции в их подкастах и сетах выкупаются лейблами (никого не хочу обидеть, будем рассматривать это как шутку).
Так почему же я рад уходу винила с танцполов? И в чем заключается новизна и оригинальность этих мыслей? Потому что я посмотрел на эту ситуацию глазами рекорд лейбла и сделал несколько приятных выводов.
Винил покинул сумки ди-джеев и перешёл на полки и в шкафы в домах миллионов обычных людей. Причём количество покупателей винила фактических и потенциальных от этого только увеличилось. Сделаю уточнение - я говорю не про рынок России, а про остальной мир.




Вернёмся к факту выхода винилового релиза с треком, написанным полгода назад . Обычным покупателем этот факт воспринимается совершенно по другому. Он приходит в магазин и изучает новинки, а зачастую просто хорошую музыку. Наткнувшись на новый виниловый релиз, он может его узнать, так как слышал пару месяцев назад у кого-то в подкасте или в клубе либо, скорее всего, быть не в курсе. В Европе пластинка стоит как 2-3 проезда на метро, и поэтому зайти в магазин на выходных и порадовать себя несколькими новыми релизами для обычного человека совершенно обычная вещь, как зайти и выпить в кафе кофе.
Простой человек не стремиться играть у себя дома самую модную музыку, он слушает хорошую музыку не думая о том когда был выпущен релиз, и какая пластинка идеально подойдет к предыдущей, да я сам так дома музыку слушаю, сменяя сборники Ninja Tune переизданием "Wormhole" от Virus или драмфанком от Paradox.
Кто эти покупатели? Это посетители клубов в 90-х и начале 2000-х годов. Сейчас они выросли, возможно, продолжают изредка посещать громкие события, но уже не клубятся так активно, как раньше. У них появился свой дом, скорее всего семья, но у них есть средства и, главное, желание не просто слушать записи популярных ди-джеев в машине по пути на работу или во время вечерней пробежки, а оставаться в музыке за счет погружения в мир винила. Комплект вертушек и воскресный диггинг новинок, покупки БУ релизов через Discogs - вот их сопричастность с прошлой танцевальной жизнью. Наличие вертушек позволяет начать собирать другую любимую музыку на любимом носителе - хип-хоп, техно, может быть, даже евродэнс, эмбиент или живая музыка.




Это моё предположение, но мне кажется, что таких людей становится все больше, и именно из-за них продажи винила удваиваются ежегодно, так как покупки винила именно ди-джеями ничтожны.
Предположив, что люди покупают винил домой, следует предположить, что существующий ди-джейский формат - по одному треку на сторону (а временами и сингл сайд) для обеспечения минимальных задержек перед началом производства , устарел. Хорошие треки не появляются часто, собирать сборник или ждать от автора EP или альбом раньше было безумной вещью. Если лейбл подписывал потенциальный хит, он сразу шел на танцполы. Два хита на пластинке редкость или огромная выдержка продюсера.
Мне кажется, что формат LP ("лонг плей", по два-три трека на стороне, то есть примерно 18 минут длительности) должен вернуться на рынок. Домашние покупатели хотят купить больше музыки за те же деньги. К тому же они хотят удобства прослушивания. Если на стороне два или даже три трека, это означает, что можно дольше заниматься своими делами до момента необходимости переворачивания пластинки. Потеря громкости трека и минимальная потеря качества так же вряд ли их беспокоит. И уж точно они не собираются использовать такие пластинки для скретч-батлов и агрессивного сведения.
....
Ну и последнее, что я хотел сказать. С возникновением цифровых лейблов, а так же с появлением концепции “free треков” общее качество проигрываемых треков резко упало. Треки, которые не проходят фильтрацию лейблов и, по идее, должны были быть уничтожены, выкладываются авторами бесплатно.
Цифровые лейблы из-за практически полного отсутствия затрат на выпуск каждого релиза позволяют себе снизить требования к выпускаемым трекам. Конечно, не все так делают, но в любом случае - если релиз не продается, это не так сильно печалит владельца цифрового лейбла, как если бы он вложил тысячу долларов в его виниловую копию и ещё столько же в его рекламу. Рискуя своими деньгами, лейбл думает о качестве и потенциале треков, от этого зависит, как минимум, возврат вложенных в релиз инвестиций.
Мало продаваемые и некачественные релизы не тонут на задворках магазинов, а пиратятся и распространяются через торренты и социальные сети. Всё это размывает образ качественной музыки у слушателя.
Отказавшись от винила - сцена лишила себя одного из главных фильтров качества. Отказавшись от борьбы за индивидуальность треклиста за счет малоизвестных авторов, сцена лишила себя интриги."

my 12", мысли вслух, instagram

Previous post Next post
Up