В посте о костюме санкюлотов я уже писал о фригийском колпаке, известном также как "красная шапка Свободы" (le bonnet rouge de la liberté).
См.:
http://sarmata.livejournal.com/122314.html Теперь следует подробнее рассказать об истории этого головного убора. Как я уже писал, он известен с глубокой древности. Подобные шапки носили фригийцы, скифы и другие жители Малой Азии и Причерноморья (включая легендарных амазонок). Фригия - область в Малой Азии. Царем Фригии был Мидас, известный по греческим мифам тем, что получил от бога Диониса дар превращать в золото все, к чему он прикоснется. Мидас был судьей на состязании Аполлона и Пана в музыкальном искусстве и присудил победу Пану - за это Аполлон наделил его ослиными ушами.
Во фригийском колпаке изображали Париса, Энея и других троянских героев, а также Орфея, Ганимеда... В любом случае фригийский колпак указывал на восточное происхождение персонажа.
Орфей. Римская мозаика из Ара Флавия
Парис и Елена (с картины Жака-Луи Давида)
В македонской армии были популярны бронзовые шлемы в виде фригийской шапки. Подобный шлем найден в могиле Филиппа II Македонского.
В Римской империи фригийский колпак надевали рабы, получившие свободу. Кроме того, фригийский колпак был атрибутом персидского солнечного бога Митры, чей культ получил широкое распространение в Римской империи до принятия христианства.
Митра, закалывающий быка. Фреска. 3 в.н.э. Марино, Италия
Митра почитался на широком пространстве от ханьского Китая до Рима: в Парфии, Кушанской империи, Боспорском царстве... Имя Митридат (перс. Дар Митры), носили несколько понтийских царей, самым знаменитым из которых был Митридат VI Евпатор.
Монета парфянского царя Митрадата I (около 171-138 гг. до н.э.)
Для сравнения: Марианна (символ Французской республики)
В красных фригийских колпаках изображены волхвы на мозаике базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (VI в.)
В дореволюционной Франции подобный головной убор носили моряки и каторжники на галерах. Вскоре после взятия Бастилии вошел в употребление фригийский колпак, или колпак свободы. Он был красного цвета и украшался национальной кокардой.
Фригийский колпак на революционной гравюре с изображением аэростатов. Около 1794 г.
Огромный красный колпак, возможно, символизирует "Гору" - название партии якобинцев-монтаньяров.
В 1815 г. в начале Ста дней Наполеон взял на вооружение революционную риторику. На раскрашенной гравюре того времени он изображен с якобинским красным колпаком на пике.