Корабли античности (краткий обзор)

Nov 28, 2006 21:28

Египетские корабли с плоским днищем и низкими бортами были непригодны для плавания в открытом море. Это были одномачтовые лодки с большим четырехугольным парусом, нос и корма были высоко подняты, имелось рулевое весло. Предназначались они, в основном, для плавания по Нилу - настоящей артерии древнеегипетской цивилизации.

Роспись гробницы Сеннефера. XIV в. до н.э.


По всей видимости, у истоков мореплавания в Средиземном море стояли минойцы, создавшие первую в истории морскую державу. Не случайно в греческих мифах сохранилось предание о "талассократии" царя Миноса.

Фрагмент фрески XVII в. до н.э. в т.н. "Доме Адмирала". Остров Санторин, Акротири.


Критские корабли принципиально отличались от египетских. Они имели прочный киль - деревянную балку, идущую вдоль всего днища. Для обеспечения поперечной прочности на этих судах имелись «ребра»- шпангоуты. Военные корабли критян, видимо, были легче и длиннее торговых; на них размещалось больше гребцов, что обеспечивало большую скорость движения. Киль в носовой части, вероятнее всего, оканчивался тараном. На постройку судов, как рассказывают древнегреческие предания, шли кипарисы, которыми был богат Крит. Нос кораблей делался всегда высоким; управляли судами при помощи двух рулевых весел, установленных на корме с разных бортов.

Изображения кораблей на минойских печатях.


С Крита и островов Эгейского моря минойское влияние распространялось на все Восточное Средиземноморье, известны колонии минойцев в Северном Египте и Угарите. Достижения критян переняли греки-ахейцы, завоевавшие Крит  в первой половине XV в. до н.э.

Около 1200 г. до н.э. из Европы в Египет и Переднюю Азию из вторглись т.н. "народы моря", среди которых, как полагают, были греки-ахейцы, теснимые дорийскими племенами.

С XII в. до н.э. морская торговля в Средиземном море, до этого находившаяся в руках критян и ахейцев, перешла к финикийцам. Финикийцы основывали свои колонии по всеми побережью Средиземного моря, но преимущественно в Западном Средиземноморье. Особое значение со временем приобрел Карфаген в Северной Африке, ставший крупнейшей морской державой.

Благодаря "народам моря" у финикийцев появились килевые суда, обладавшие гораздой большей остойчивостью и плавучестью, чем египетские корабли.

Финикийцы строили килевые суда разных типов: "длинные" боевые корабли, имеющие один или два ряда весел и остроконечный таран - изобретение финикийцев или критян, и торговые "круглые" корабли, названные так из-за короткого и широкого корпуса.

Фрагмент фрески с изображением финикийского боевого корабля. Ново-Ассирийское царство. 744-727 гг. до н.э.


Финикийцы имели обыкновение развешивать вдоль бортов боевых кораблей щиты, как впоследствии делали викинги.

Монета Сидона с изображением финикийского боевого корабля. IV в. до н.э.


Финикийцы были величайшими мореплавателеми древности. Через Гибралтарский пролив (Столбы Мелькарта) они проникли в Западную Атлантику, достигнув берегов Британии и, по некоторым сведениям, добирались до Канарских островов.

Около 600 года до н.э. финикийские моряки, отправившись в путь от берегов Красного моря, совершили по заданию фараона Нехо II плавание вокруг Африки (за 2000 лет до Васко да Гамы). Об этом пишет Геродот в своей "Истории".

О правдивости этого сообщения Геродота свидетельствует следующая деталь его рассказа: "они (финикияне) также говорили, и пусть в это верит, кто хочет, я этому не верю - что плывя вдоль берегов Ливии (т.е. Африки) имели солнце с правой стороны". Действительно, в начале плавания солнце было у финикийцев с левого (восточного) борта, пока они плыли с севера на юг; когда же они обогнули южную оконечность Африки и поплыли на север, то солнце должно было оказаться у них с правой (восточной) стороны.

Соперниками финикийцев в морской торговле и колонизации со временем становятся греки.

Гомер в "Илиаде" подробно перечислил корабли ахейцев и насчитал 1186 судов, на которых было перевезено стотысячное войско. Несомненно, что число кораблей и число воинов преувеличены. В гомеровское время греки не были морским народом. Они не употребляли в пищу рыбу и дары моря, что вынуждало Одиссея высаживаться на незнакомых островах в поисках пищи, подвергая себя и своих спутников опасности. Обитатели морских глубин, бывшие излюбленным мотивом у минойцев, почти не встречаются в греческом искусстве.

Изображение боевого корабля на греческой вазе гомеровской эпохи.


Первоначально греческие корабли имели один ярус гребцов (на триконтерах гребцов было 30, на пентаконтерах 50), к VII в. до н.э. греки пополнили свой флот двухярусными биремами, в VI в. до н.э. появились "триеры" с тремя рядами гребцов, а затем с четырьмя или пятью рядами - пентеры.

Расположение гребцов на многорядных кораблях, несмотря на большое количество изобразительных источников, до сих пор является дискуссионным. Полагают, что на одном весле могли работать по нескольку гребцов.

Изображение биремы на чернофигурном сосуде. VII в. до н.э.


Триконтера на чернофигурной вазе VI в. до н.э.


Боевой корабль атакует торговое судно. Роспись на чернофигурной вазе VI в. до н.э.


На этом изображении VI в. до н.э. хорошо видны корма и рулевые весла.


В эллинистическую эпоху корабли могли достигать огромных размеров. Строительством больших кораблей прославился Деметрий Полиоркет. Самым большим по мощности гребного аппарата судном была тессараконтера (т. е. "сорокакратный корабль") Птолемея IV Филопатора (221-205 гг. до н. э.), упомянутая Плутархом в биографии Деметрия. Длина корабля - ок. 125 м, высота - ок. 22 м, «имел он два носа, две кормы и семь таранов» (Афиней, 203e-204d). Правда, опыт оказался неудачным.

Вот что пишет Плутарх в биографии Деметрия: "Каждую из верфей Деметрий посещал сам, давал наставления и советы, работал вместе с плотниками, и все дивились не только числу будущих судов, но и их размерам - ведь никому еще не доводилось видеть корабли с пятнадцатью и шестнадцатью рядами весел. Лишь позднее Птолемей Филопатор выстроил корабль с сорока рядами весел*, длина его была двести восемьдесят локтей, высота (до верха носовой надстройки) - сорок восемь, число моряков - четыреста, гребцов - четыре тысячи, да кроме того в проходах и на палубе размещались почти три тысячи воинов. Но это судно годилось лишь для показа, а не для дела и почти ничем не отличалось от неподвижных сооружений, ибо стронуть его с места было и небезопасно и чрезвычайно трудно, тогда как у судов Деметрия красота не отнимала мощи, устройство их не было настолько громоздким и сложным, чтобы нанести ущерб делу, напротив, их скорость и боевые качества заслуживали еще большего изумления, чем громадные размеры". (*Собственно «рядов весел» было, конечно, меньше, но на каждом было по многу рядов гребцов.)

Статуя Нике с острова Самофракия. Около 190 г. до н.э.


Разгромив Карфаген, в 3-2 вв. до н.э. Рим становится крупнейшей морской державой в Западном Средиземноморье, а затем и во всем Средиземноморском бассейне.

Римляне называли Средиземное море Mare Nostrum ("наше море") и любили потреблять в пищу морепродукты. В то же время их нельзя назвать морским народом, экипажи кораблей состояли, в основном, из греков, финикийцев и т.д. Римскую цивилизацию иногда называют средиземноморской, что вполне объяснимо, если взглянуть на карту Римской империи.

Торговое судно на римской мозаике III в. до н.э.


В римское время античное кораблестроение и мореплавание достигли пика своего развития. По-прежнему преобладало каботажное плавание. Парусное вооружение было слабо развито, все крупные корабли, наряду с парусом, имели весла. В эпоху Империи, помимо большого паруса, появляется один-два вспомогательных.

Римский боевой корабль. Мозаика III в. н.э.


Финикийский корабль римской эпохи. Барельеф из Сидона.


Корма римского корабля на мозаике III в. н.э. Резиденция Целио, Рим.
Хорошо видны штандарты типа "вексиллум".


Римское судно, поднятое археологами со дна Адриатического моря у г. Комаккьо (Италия)

античная география, античность

Previous post Next post
Up