Леонид Андреев на цветном фото. Сравнительная характеристика "автохрома" и метода Прокудина-Горского

Nov 27, 2006 13:20

Писатель Леонид Андреев серьезно увлекался фотографией. Одним из первых среди фотографов в России применил технику "автохром".

В Государственном литературном музее И.С.Тургенева в Орле хранится значительная часть "автохромов" Л.Андреева, полученная в разные годы от его потомков. Уникальной коллекцией "автохромов" обладает Русский архив Бромертонской библиотеки Лидского университета (Великобритания).

Альбом цветных фотографий Леонида Андреева был недавно издан в Англии заведующим Русским архивом Ричардом Дэвисом при поддержке семьи Андреевых.

Автопортрет Леонида Андреева в "автохроме". 1910.




Написать ряд заметок об "автохроме" меня побудила недостаточная освещенность этой темы, в то время как цветные фотографии С.М. Прокудина-Горского широко представлены в Интернете.

Собственно, я начал с цветного фотопортрета Льва Толстого, выполненного Прокудиным-Горским в Ясной Поляне в 1908 г.:
http://sarmata.livejournal.com/102833.html

Следует дать сравнительную характеристику "автохрома", разработанного братьями Люмьер в 1903-1907 гг., и метода Прокудина-Горского (1902-1905).

Метод Прокудина-Горского был сложнее, хотя качество изображений было лучше. Прокудин-Горский снимал методом тройной экспозиции (через три цветных светофильтра: синий, зеленый и красный), получая негативное изображение на трех стеклянных пластинках, из которых изготавливались три позитива, проецировавшиеся затем на экран специальным диапроектором - каждый диапозитив через свой светофильтр соответствующего цвета.

Метод Прокудина-Горского (как и "автохром") исключает возможность получения отпечатков на бумаге, но он позволял с негативов делать нужное количество копий тройных позитивов, служивших, в свою очередь, материалом для изготовления металлических клише, с которых получали оттиски на типографских машинах. Т.е. фотографии могли воспроизводиться методом цветной полиграфии.

Братья Люмьер пользовались другим методом - растровым, который на ином технологическом уровне применяется и теперь. Пластинки для "автохрома" делались из стекла и покрывались тонким слоем выкрашенных в три цвета крахмальных зерен, служивших светофильтрами. Поверх крахмала наносили прозрачный водостойкий лак и желатиновую бромосеребряную эмульсию.

После экспозиции и проявления с обращением получался цветной диапозитив, который просматривали через "волшебный фонарь" (диапроектор). Изображение получалось в одном экземпляре.

Существовали стереофотографии в "автохроме", просматривавшиеся с помощью стереоскопа с двумя линзами. (Делались два диапозитива, каждый из которых наблюдался одним глазом, создавая вместе иллюзию "объемного" изображения).

Подведем итоги.

Метод Покудина-Горского был сложнее, требовал высокой квалификации от фотографа и специальной аппаратуры. Плюсы - более высокое качество, возможность тиражирования позитивов и воспроизведения методом цветной полиграфии.

"Автохром" - пластинки стоили дорого, цветопередача хуже, изображение получалось в единственном экземпляре, зато съемка не требовала специальных навыков от фотографа, а полученные диапозитивы можно было просматривать с помощью обычного "волшебного фонаря" или слайдоскопа.
Previous post Next post
Up