Архангельское, ч.3

Mar 13, 2016 16:30

Совершив прогулку по великолепному парку музея-усадьбы Архангельское, нужно обязательно зайти в гости к хозяевам имения - в Большой дом или дворец.
Строительство здания продолжалось не одно десятилетие. Начавшись еще при князе Голицыне в конце XVIII века, оно было завершено лишь спустя сорок лет, когда усадьбой уже владел князь Юсупов. Пережив войну 1812 года и пожар 1820-го, дворец принял тот облик, который мы видим сейчас, приезжая в Архангельское


Подъезд к дому находится с обратной стороны здания. Дворик с традиционной круглой клумбой посередине обрамлен двумя колоннадами и въездной аркой


Изначальный проект Большого дома принадлежал французскому архитектору Ш. Герну. За время строительства и ремонтов были перестроены несколько залов. Над созданием внешнего и внутреннего облика дворца работали известные московские архитекторы И. Жуков, О. Бове, С. Мельников, Е. Тюрин.
Дом отличается не только обилием колонн и больших окон, но и разной высотой этажей. Когда-то на первом, более высоком, этаже размещались парадные залы, а на втором - жилые комнаты и библиотека. Сейчас второй этаж - это картинная галерея, а вот залы первого этажа так и остались парадными - с богатым убранством, расписными потолками, коврами и шикарными люстрами.
У каждого зала есть свое название: египетский, овальный, императорский, зал Робера, аванзал. Удобно, что в каждом из них лежат информационные материалы не только о предназначении зала, но и обо всех вещах, которые находятся в помещении.
Приезжающие в Архангельское гости попадали в дом через вход напротив парадной арки


И оказывались в парадном вестибюле


Строгие серо-голубые тона, итальянские мраморные скульптуры начала XIX века и шикарная золоченая люстра. Кстати, российская


Из этой залы можно сразу попасть в то место, где проходили приемы, балы и празднества - в овальный зал


Прямо видны широкие двери, ведущие в парк





С точки зрения архитектуры, этот зал в два этажа воплощает в себе идеи, заложенные в проекте Герна 1780 года, а вот убранство помещения в основном сложилось во второй половине десятых - начале двадцатых годов XIX века

   

Главное украшение и точка притяжения взглядов здесь - это лепная золоченая люстра на 132 свечи. Ее владельцы усадьбы разместили под куполом овального зала около 1860 года. Венчает это произведение художественного ремесла крылатая фигура богини победы


На плафоне над люстрой изображение Зефира и Психеи, выполненное по заказу князя Юсупова французским живописцем Николя де Куртейлем


Устали танцевать? Отобедать не желаете? Тогда пройдемте в столовую. Это помещение также носит название "Египетский зал"


Стилизованные росписи стен, изображающие львов, скарабеев, сфинксов были выполнены художниками московской мастерской итальянского художника, который упоминается в документах как Джузеппе Коломбо. Скульптура в зале итальянская и французская, а вот вся мебель была сделана российскими мастерами. В том числе и стулья с необычной формой ножек, выполненные в неоготическом стиле. Они являются переработкой проекта Огюста Монферрана


Люстры тут тоже великолепны. Рубеж XVIII-XIX веков, выполнены из золоченой и патинированной бронзы и украшены хрусталем


В комнате всего 4 люстры. Каждая рассчитана на 18 свечей


К столовой примыкает буфетная. Комнаты соединены окном, через которое подавали еду


Кухня же была в другом здании, что позволяло избежать ненужных запахов. И еду в Большой дом носили или возили оттуда по дорожке на фото ниже


Ну вот поели, как говорил один известный персонаж, можно и поспать. Спальня во дворце тоже особенная. Ее интерьер не уступает парадным опочивальням европейских дворцов XVIII - начала XIX веков. Идея оформления зала принадлежала самому князю Юсупову


Интерьер спальни был создан в конце 1815 - начале 1816 года к визиту в усадьбу 24 августа 1816 года Александра I. В центре зала стоит кровать под балдахином с серебрёной фигурой орла, который традиционно обозначает державную власть.


Изготовлена кровать была в столярной мастерской усадьбы Архангельское


В интерьере очень много тканей


Некоторые были воссозданы в 2013 году по сохранившимся частям первоначального балдахина. Фрагменты подлинного серебряного шитья дополнены специально изготовленными современными образцами.
Команда реставраторов проделала по-настоящему ювелирную работу. В зале есть стенд, на котором показано, что пришлось реставрировать


И фото через лупу. Оцените кропотливость работы





Некоторые из залов дворца открылись для посетителей совсем недавно. В том числе и северный зал Робера. В нем, как и в южном, размещены полотна французского пейзажиста Юбера Робера. Зал имеет восьмигранную форму, которая должна придать комнате вид парковой беседки. Потолок этой "беседки" украшен изображениями редких птиц





А еще тут есть замечательный камин


Кстати, если в северном зале Робера на стенах присутствуют птицы, то в росписи южного зала используются цветы.
На стене здесь видно полотно Робера "Руины и мост", а в центре зала установлена мраморная скульптура Эмиля Вольфа "Воин, надевающий доспехи"


Наша экскурсия по дворцу была довольно беглой и поэтому сейчас, рассматривая фотографии, я замечаю детали, которым стоило уделить больше внимания. Чего стоит одна только мебель! Те же стулья не просто имеют разную обивку, но в каждом зале отличаются формой, резьбой и другими деталями.
На фото ниже стулья из античного и императорского залов

 

Если соберетесь посетить не только парк в Архангельском, но и сам дворец - заложите время на то, чтобы рассмотреть посуду, мебель, ткани, картины, скульптуры, осветительные приборы и роспись на стенах и потолке, все то, что сначала подбирали и коллекционировали хозяева усадьбы, а потом сохраняли и восстанавливали работники музея и реставраторы












При подготовке была использована информация с официального сайта музея-усадьбы Архангельское.

Архангельское, ч.1
Архангельское, ч.2

Московская область, архитектура, усадьба, музеи

Previous post Next post
Up