История, которую хочется забыть...

Mar 03, 2016 14:16

...а забывать как раз никак нельзя. Несмотря на то, что больно даже думать об этом, еще страшнее смотреть фотографии и читать подробности. Так что совсем неслучайно исследовательский проект, благодаря которому появилась выставка, которая сейчас работает в Саратовском музее боевой и трудовой славы, называется Painful Heritage («Болезненное наследство»).
Выставка была организована  и подготовлена норвежским центром «Фальстад» и при содействии министерства иностранных дел и минкульта Норвегии


Первые эшелоны с советскими военнопленными прибыли в Норвегию уже в августе 1941 года. Всех прибывших помещали в сборный лагерь - Сталаг, или трудовой батальон, подчиненный Вермахту. Сложно представить, но на территории Норвегии существовало около 500 (!) лагерей.
На карте большими точками обозначены лагеря, в которых находились более 5 тысяч человек


Всего за время существования норвежских лагерей в них было отправлено 100 тысяч советских граждан. Большая часть из них была военнослужащими Красной армии. Около 13 700 военнопленных погибли на норвежской земле.





Но точное количество погибших, к сожалению, неизвестно. Сегодня есть сведения лишь о 2700 военнопленных, навечно оставшихся в норвежской земле.
Умерших скидывали в общие могилы, если вообще хоронили, а при капитуляции было уничтожено множество документов, связанных с лагерями. Кроме того, во времена "холодной войны" была проведена операция "Асфальт", когда останки советских военнопленных перенесли с военных кладбищ Северной Норвегии на военное захоронение Тьётта на Хельгеландском побережье.
Многие памятники были разрушены во время переноса захоронений. Один из рабочих видел весной 1950 г., как был взорван памятник на реке Бьёрнельва. На вопрос,почему это было сделано, он получил ответ, что «туристам
неприятно видеть кругом эти русские могильные памятники»


Большая братская могила на военном кладбище Тьётта отмечена 7-метровым монументом. Надпись на монументе гласит: «В благодарную память о советских солдатах, погибших в Северной Норвегии во время войны 1941-1945 гг. и похороненных здесь». Это выглядит как символ могилы неизвестного солдата.
Рядом с монументом на отдельных плитах нанесены имена 826 из 7551 советских жертв, латинскими буквами и кириллицей. Эти плиты одно время были удалены с братской могилы. Сейчас они снова там, и имена вновь идентифицированных жертв появятся на этом месте памяти

На каждого военнопленного заводилась специальная карточка учета. Те, что представлены на выставке, взяты из российской базы данных "Мемориал"


Норвежский научный проект "Военные/братские могилы ищут имена" использует эту базу данных, чтобы найти информацию о советских военнопленных, которые погибли в Норвегии



Условия жизни в лагерях были ужасные. Главной угрозой военнопленныx в Норвегии были, скорее всего, болезни. Дифтерия, туберкулёз, отёки и воспаление лёгких распространялись быстро. Кроме того, умирали от издевательств и голода.
Многие лагеря в Северной Норвегии были настоящими лагерями смерти по причине нехватки еды. В июле 1945 г. в Тронденесе, Харштад, была зарегистрирована могила с телами 1800 человек. Из них 609 были расстреляны, а остальные умерли от голода





Местное норвежское население испытывало симпатию и сочувствие к пленным, которые подвергались
издевательствам. Многие давали пленным еду и одежду, подбадривали их улыбкой и показывали свое дружелюбие. Многие помогали пленным, рискуя своей жизнью.
Эли Холтсмарк было во время войны 12 лет. Зрелище пленных в лагере при больнице в Бергене произвело на
нее сильное впечатление: «Мы подползали к самому забору. Там стояли пленные, в серой униформе, худые,
слабые, но очень радостные. Еду передавали под плотным проволочным заграждением. Охранники-немцы хорошо это видели, но ничего не предпринимали. Мы видели, как пленные радостно поедали передачи с едой. Они выглядели стариками, с серой кожей, прорезанной глубокими морщинами. Сильные, натруженные руки. Но глаза были молодыми, весело и дружелюбно смотрели они на нас. Однажды, когда я передавала еду под ограждением, навстречу протянулась большая рука и пожала мою. Охранники-немцы молча не обратили на это внимания, полуотвернувшись и оставаясь в дружественной позе. Приходить с едой стало привычкой».
Вместе с тем в норвежских газетах публиковались предупреждения о строжайшем наказании за какую-либо помощь советским военнопленным


Советские военнопленные использовались немецкими оккупантами в Норвегии в качестве рабской рабочей силы. Солдат, взятых в плен во время боев на Балканах или в Советском Союзе, отправляли на работы на больших немецких строительных объектах. По приказу Гитлера полувоенная организация "Тодт" вела ряд строительных проектов в Дании и Норвегии. В Норвегии военнопленных использовали на строительстве железных дорог, автодорог, аэродромов и военных укреплений


Самую большую по численности рабочую силу в рамках организации "Тодт" в Германии и на оккупированных территориях представляли советские гражданские каторжники, которых называли «остарбайтер». Для многих из них работа на "Тодт" была лучшей возможностью пережить войну, преследования и избежать уничтожения.Около 100 из 9000 советских каторжников погибли на норвежской земле, а выживших отправили на родину в 1945 г.



Сестры Свирейко, снимки которых можно увидеть на фото выше, прибыли в Осло в середине апреля 1944 г. из датского города Орхуса среди 95 женщин - советских каторжниц. Ольге, Нине и Кате было 17, 15 и 12 лет. За спиной у них был долгий и изнурительный путь, начавшийся в Белоруссии, в деревне Большая Мошиница Могилевской области. Немцы сожгли все, что у них было, вскоре после нападения на Советский Союз в 1941 г.
Сестер послали в населенный пункт Му и Рана в губернии Нурланд, работать на кухне при немецком полевом лазарете. Они, надрываясь, работали с 4-х утра до 8 вечера. В конце июля 1945 г. их отправили на родину на судне Стелла Поларис, которое шло из Му и Раны в Мурманск. В Мурманске сестры были проверены советскими властями и затем отправлены домой к родителям.
На момент освобождения в 1945 г. на норвежской земле находилось около 84 000 советских военнопленных. Многие из них нуждались в медицинской помощи. В июне 1945 г. шведский Красный Крест принял от немцев местный лазарет в Клунгсете, Фауске. За короткое время шведские и норвежские врачи и медсестры оказали медпомощь 400 советским пациентам. Было много случаев запущенного туберкулёза и голодного опухания. Шведский Красный Крест снабжал все лагеря в губернии Нурланд диетическим питаниeм, насколько хватало запасов


13 июня 1945 г. началась отправка домой, или репатриация, советских граждан. Все доступные суда и транспортные пути через Швецию были использованы для этой цели





Примерно половина репатриированных в том году были русской национальности. Но также среди отправленных на родину были украинцы, белорусы, грузины, татары и представители других национальностей

13 лет потребовалось хранителю Центра "Фальстад", доктору наук Марианне Неерланд Сулейм, чтобы собрать материал для выставки о судьбе советских военнопленных. Вначале она располагалась в норвежском Государственном Музее Обороны, а позже была перенесена в центр "Фальстад", который находится в том месте, где когда-то располагался одноименный концентрационный лагерь. Позже по образцу данной экспозиции были сделаны две передвижные выставки, теперь путешествующие по Норвегии и России.
В нашей стране экспозиция уже побывала в музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Мурманска, Архангельска, Липецка, Воронежа и Тамбова. В Саратове она будет работать в Музее боевой и трудовой славы до конца марта.

При подготовке использована информация с сайта Центра "Фальстад".

история, выставка, ВОВ

Previous post Next post
Up