Ответы на вопросы газеты «Алга»

Dec 18, 2008 13:45

Айдос Саримов, руководитель Фонда Алтынбека Сарсенбаева

1. Власть Казахстана осознала, наконец, значимость и серьезность кризиса, признав, что он есть. Как вы считаете, будет ли достаточно разработанной правительством Масимова антикризисной программы, чтобы Казахстан выкарабкался из экономического кризиса?
Ни одного документа, даже самого гениального, для преодоления кризиса недостаточно. А мы знаем, что «план Масимова», который принимался келейно, без учета мнений политический партий и экспертов, выдающимся не является. Кроме того, есть очень много аспектов, которые вызывают заслуженную критику. Отдельный вопрос связан с эффективностью нынешней правительственной команды. На мой взгляд, кабинет Масимова не является той командой, с которой можно было бы преодолевать экономический кризис.

2. Какие меры, на ваш взгляд, необходимо было бы предпринять правительству, чтобы минимизировать последствия экономического кризиса?
В принципе, предложенные правительством меры мало чем отличаются от антикризисных программ, которые принимаются в других странах. Мои личные предложения касаются мировоззренческих аспектов и стиля работы правительства.
Я считаю, что недостаточно признать наличие кризиса. Важно менять собственные мозги, менять стиль работы. Необходимо еще раз пересмотреть бюджет и сократить все «имиджевые» расходы. Нужно провести оптимизацию расходов госорганов, провести сокращение их штатов. Кризис мог бы стать отличным поводом для сокращения целого ряда никому ненужных государственных институтов и фондов. Необходимо полностью перестроить принципы сотрудничества с гражданским обществом и экспертными структурами. Правительство должно каждый день доказывать, что оно оправдывает возложенные на него надежды, что оно оправдывает каждый бюджетный тиын, который тратится на его содержание. Необходимо перестроить информационную деятельность, методично объяснять гражданам проводимую политику, предостерегать население, рассказывать как надо решать те или иные проблемы. Кризис по определению нельзя преодолеть силами одного только правительства. Без реальной консолидации общества, без единения усилий здесь не обойтись.

3. Как вы думаете, почему специальная антикризисная программа правительства не содержит конкретики и больше смахивает на политическое заявление, нежели на реальный антикризисный документ?
Как раз таки политическим данный документ не является. Политика предусматривает еще и ответственность. В правительственном документе нет ни слова о том, что будет нести ответственность за возможный провал того или иного направления. А если этого нет, то и планом это назвать трудно. Карим Масимов и партия «Нур Отан» должны были твердо заявить: мы несем прямую и персональную ответственность за реализацию данного плана. А этого нет. Нет в плане и конкретных цифр. Это означает, что с прогностикой у правительства не все в порядке. Оно уже в течении только этого года трижды пересматривало бюджет макроэкономические показатели. Видимо чиновники попросту испугались и уже не имеют мужества сказать что-либо конкретное. Но, согласитесь, это уже не управление экономикой, а чистой воды шаманство. Если не сказать хуже…

4. По словам Масимова, деньги на реализацию плана стабилизационных действий от правительства Казахстана возьмут из фонда «Самрук-Казына», в функции которого изначально не входило финансирование антикризисных программ, и Холдинга «КазАгро». Учитывая, что фондом руководит Тимур Кулибаев, как вы считаете, не провернут ли здесь очередную коррупционную сделку государственного масштаба?
Я не стану это предрекать, но зная фантастический метаболизм наших чиновников, исключать такую возможность тоже не стану.

5. Как кризис отразится на пенсионных фондах Казахстана? Получат ли граждане когда-нибудь свои кровные деньги? Или люди останутся без денег в старости?
Кризис, безусловно, отразится на пенсионных фондах. Но многое будет зависеть от того же правительства и органов, осуществляющих надзор за их деятельностью. Нужно будет в определенном смысле пересматривать «правила игры», вносить изменения в законодательство. Такие меры, насколько я знаю, в настоящее время предпринимаются. С другой стороны я не стал бы впадать в отчаяние. Власть кровно заинтересована в том, чтобы НПФ работали эффективно. Это, в конце концов, вопрос ее выживания. Граждане свои «кровные», конечно, получат. Но в ближайшее время инвестиционные доходы НПФ будут невеликими. Если переживем кризис, если удастся контролировать инфляцию, ситуация наверняка должна улучшиться.

6. Как отразится кризис на социальных программах правительства. Ранее утверждалось, что Нацфонд есть тот резерв, который в трудную минуту может быть использован для выплаты пенсий, пособий и т.д. Учитывая, что средства нацфонда сейчас расходуются весьма активно, хватит ли его средств на то, на что он первоначально предполагался?
Боюсь, что мы питали слишком иллюзий относительно Нацфонда. Если кризис ударит сильнее, мы его проедим быстрее, чем нам хотелось бы. Это горький, но факт. И президент, и правительство неоднократно говорили о том, что объем социальных расходов снижаться не будет. Но всегда существует та грань, после которой это обеспечивать на получится. Я лично думаю, что в настоящем бюджете, а также в бюджете на следующий год существует масса расходных статей, которые можно сократить. То есть существует резерв как минимум для одного секвестра и направления освободившихся средств на социальные выплаты. Кроме того, я бы предложил уже сегодня отказаться от идеи проведения Азиады в Казахстане. Ничего страшного в этом нет. В истории уже были примеры, когда те или иные города отказывались от такой чести в пользу других. Тем более, что проведение таких игр вряд ли можно назвать чаяниями всего общества и жителей Алматы и Астаны. Это прихоть, блажь наших чиновников. Будет гораздо хуже, если мы потратим огромные средства, но не сможем вовремя построить необходимую инфраструктуру и лишимся этого права в результате волевого решения МОК. И таких «проектов» в бюджете еще много.

7. Грозит ли Казахстану массовая безработица в условиях кризиса?
Безработица уже растет. Вряд ли сегодня можно говорить о «массовой безработице», но многие компании, особенно предприятия малого и среднего бизнеса сокращают свои персоналы. Пустеют офисы. Растет количество фактов неплатежей по обязательствам и контрактам. Это, безусловно, увеличит социальную напряженность в стране. С другой стороны, это означает, что министерство труда и соцзащиты должно реализовать программы, направленные на активизацию общественных работ, создания временных и новых рабочих мест. Нужны новые службы реабилитации, поддержки граждан. Правительство должно активно сотрудничать с оппозицией, политическими партиями, НПО. Никто сегодня не заинтересован в социальном взрыве, способном даже пошатнуть основы государственности. Чиновникам надо перестать считать себя гениальными «менеджерами» и «супергосударственниками» и спуститься на грешную землю. Необходимо договориваться с частными и иностранными компаниями о том, чтобы они не допускали массовых увольнений. В тех же США правительство стимулирует принятие крупными компаниями Кодексов благородного поведения в условиях кризиса, которые предполагают обязательства не допускать крупных увольнений, массового сокращения рабочих мест. Почему бы это не делать в условиях кризиса и у нас? Не превращать это в кампанейщину и пиар, а реально поговорить и добиваться….

8. Пойдет ли правительство на погашение кредитов граждан банкам второго уровня. Как того требует Народная инициатива «Амнистия по кредитам»? Насколько вообще возможна такая акция в Казахстане?
Насколько я понимаю, правительство к этому не стремится. Вряд ли можно говорить о полной и безусловной «амнистии по кредитам». Но какие-то меры, направленные на поддержку граждан, которые, например, остались без работы или кормильца, правительство и нацбанк принимать обязаны. Либерализм правительства, банков не должен перерастать в людоедство и цинизм. Быть может, нужны какие-то внутренние «джентльменские» договоренности, кодексы «благородного поведения» для банков.
Previous post Next post
Up