Сегодня занималась в качалке, и мне вдруг вспомнились школьные уроки физкультуры.
Физра была, наверное, единственным уроком, который был наказанием моего детства.
К физре в нашей прекрасной образцовой школе надо было относиться серьезно. Как к математике, как к украинскому языку, как к истории. Но что мне было делать, когда у всех получалось, а у меня не получалось.
Я не могу передать словами, каким испытанием для меня было... всё.
Неприятности начинались еще с построения - я была самой маленькой и стояла последней. Сейчас бы это меня не печалило, а тогда - быть последней по росту... и так 8 (восемь!) бесконечных школьных лет.
Когда прыгали в длину с разбега, я не допрыгивала полметра до минимальной отметки. Когда прыгали в высоту, я сбивала планку на высоте 90 - а прыгнуть нужно было на метр 20. В кроссе 400 метров я прибегала последней. В беге на 2 км нескольким маленьким девочкам моей комплекции делали послабуху - разрешали стартовать раньше других, но даже так я была среди отстающих. Толкание ядра! Да мне стоило усилий поднять это ядро (3 кг) с земли, а когда я его поднимала, я бросала его просто себе под ноги.
А как мне было обидно и стыдно в эстафетах - 4 по 100. Я бежала, я бежала с флажком что есть сил, но все равно подводила свою группу.
Но самой большой обидой были игры - баскетбол и волейбол. Девочки делились на две команды. Две самые спортивные заводилы подбирали себе состав. "Матки, матки, чей допрос? Капитан или матрос? Пчела или шмель? Яблоня или груша?" Я ненавидела это начало - меня не хотел брать никто. То есть меня в конце концов принимали, но как какой-то довесок. Я не только не могла забивать, я не могла даже толком подавать. Tолько мешала. Я была горе луковое..
Но. Два месяца в году у меня была отрада - зимой, когда мы занимались гимнастикой. Тут лучше меня была только Аня - гимнастка-перворазрядница. У меня получалось все - легко, красиво! Кувырок с переходом в шпагат, стойка-березка, мостик. А как я любила брусья! Я представляла себя Ольгой Корбут и просто фантазировала на брусьях, что хотела, то и делала. Как здорово у меня получалось лазить по канату до самого потолка и упражняться на шведской стенке. Анна Васильевна вызывала меня, чтобы я демонстрировала всем девочкам, как надо делать упражнение. Но горе, горе. Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Наступал март и мы возвращались к занятиям легкой атлетикой.
Да, я же собралась рассказать про штангу.
В 8-ом или 9-ом классе мы должны были поднимать штангу 20 кг. Анна Васильевна пригрозила, что не выполнив норматив, никто с урока не уйдет. Думаю, я тогда весила килограмм 37-38 (к концу школы мой вес был 42, да я и сейчас недалеко ушла) и один вид этой стальной хрени внушал мне ужас.
И тогда неумолимая Анна Васильевна строго сказала: "Все поднимают, и ты поднимешь. Она встала сбоку от меня и помогла мне оторвать штангу от пола. Вместе мы подняли штангу на уровень груди.
Вот так. Все делала - и бегала кросс, и на лыжах по парку 4 километра, и метала мяч, ядро, гранату, и прыгала и в высоту, и в длину. Да, с низкими результатами, да, и близко не приближаясь к нормативам ГТО. Но выполняла, участвовала, превозмогала свой страх, неуверенность в себе, свой стыд перед одноклассниками. Были дни, когда после уроков я одна тренировалась в спортзале - прыгала в высоту, прыгала через козла, бросала мяч в баскетбольную корзину.
Но успехи были не очень утешительными. И в конце четверти Анна Васильевна дарила мне четверку. Чтоб одной тройкой по физре не портить пятерочный табель.
Вот думаю. У взрослых спортсменов есть разбивка по весовым категориям - у тяжелоатлетов, у боксеров, у борцов. Почему же нас в школе подгоняли только в возрастные рамки - без учета роста и веса?
А вспомните и вы свои уроки физкультуры. Как было у вас?
И к френдам из России и Беларуси - а сейчас в подходе к школьным уроках физкультуры требования стали мягче?
P. S.
Написала этот пост вчера вечером на одном дыхании. Все, как вспомнилось. Собиралась рассказать об уроках физкультуры давно, собиралась уже лет 10.
Задним числом, если подумать, это ведь здорово, что у нас в школе было достижимо познакомиться с 15 видами спорта. Когда еще в жизни была бы такая возможность? Для общего здоровья и развития, без сомнения, замечательно.
Но может быть, не нужна была такая строгость? Требования укладываться в высокие нормативы? Угрозы не выпустить с урока, угрозы испортить аттестат? И может быть, не всем детям и подросткам подходит система соревнования?
Ниже еще три линка на школьные мемории.