Чтобы узнать, какие главные проблемы волнуют население той или иной страны, вовсе необязательно подслушивать телефоны или вскрывать личную переписку. Достаточно подключиться к Twitter, и граждане сами вам все расскажут. Этот же метод при умелом использовании позволит сделать важными те темы, которые интересны конкретному заказчику. С помощью социальных сетей сегодня вполне реально манипулировать общественным сознанием в нужных целях: чтобы продать конкретный товар или организовать революцию в отдельно взятой стране.
На прошлой неделе в США была опубликована весьма показательная цифра: у 88 процентов населения Земли сегодня есть интернет. Электричество при этом есть только у 80 процентов. Резонный вопрос: как это возможно? Оказывается, при помощи почти повсеместно распространенной мобильной связи. По словам Максима Цветовата, сотрудника университета Джорджа Мэйсона (США) и специалиста в области сетевого анализа, в Африке сегодня вполне реально встретить пастуха с айфоном, который при этом сидит на Facebook и таким образом общается с другим пастухом, сообщая, куда он собирается перегонять свою отару. Свои гаджеты пастухи заряжают с помощью дизеля на рынке за 50 центов.
Кроме того, 3G-антенны сегодня стоят недорого - около 500 долларов. И американская армия, например, прежде чем приступить к выполнению очередного государственного задания в какой-либо стране третьего мира, разбрасывает эти антенны (коробки из бронированной стали) вдоль дороги, по которой перемещаются ее подразделения. Поскольку без спутниковой связи она попросту не боеспособна. Колонна прошла, и вдоль дороги появился интернет.
Все благотворительные организации, работающие сегодня на африканском континенте, также первым делом подключают базы для телефонов. А уже потом завозят гуманитарную помощь. Так что мобильный телефон давно уже не роскошь, а предмет наипервейшей необходимости даже для самых, казалось бы, отсталых слоев населения. Во время землетрясения на Гаити люди выносили из дома детей и мобильники. Есть было нечего, но телефоны при этом были у всех. Красный Крест даже координировал свою деятельность, отслеживая передвижения голодных толп по стране по сигналам их мобильных.
"Социальные сети сегодня более распространены, чем любая другая форма коммуникации", - считает Максим Цветоват. Ну, а самый "народный" канал общения в данный момент - это Twitter. В некоторых африканских странах есть даже специальные доски для твиттов. Все желающие пишут на ней свои сообщения мелом, а специальный человек раз в день переписывает их в интернет за небольшие деньги. При этом Twitter полностью децентрализован: его серверы находятся в 21 стране и "отключить" его практически невозможно.
Было бы странным, если бы подобным рупором "чаяний" масс никто не захотел бы воспользоваться в личных целях. В первую очередь, торговые компании, заинтересованные в том, чтобы искать подходящую аудиторию для продажи своих марок. Компания Максима Цветовата оказалась в Египте как раз по заказу одной из таких фирм буквально накануне революции. Купив 50 процентов доступа к данным местного Twitter, отсеяв спам и мусор вроде сообщений "я выпил чашку кофе и пошел в гости", они получили 25 миллионов сообщений примерно об одном и том же. "И тогда мы поняли, что в стране вот-вот произойдет революция". - говорит Максим.
Выяснилось, что несмотря на внешнюю хаотичность этого процесса - сообщения появлялись вроде бы сами по себе - у него, тем не менее, было несколько генерирующих центров. Ими оказались местные популярные блогеры. Например, у ставшего знаменитым после арабской весны вице-президента подразделения Google в Египте было 86 тысяч последователей на Twitter. При этом количество реакций достигало показателя 38 на 1000, то есть каждые 38 твиттов из тысячи вызывали активную реакцию пользователей. К примеру, для рекламщиков считается хорошим показателем 0,1 на 1000.
У других египетских блогеров этот показатель был вообще запредельным - до 500 на 1000. При этом исследователи выяснили важный момент: не всегда количество сторонников того или иного автора говорит о его влиянии. "Безумно популярный среди американских тинейджеров певец Джастин Бибер имеет около 11 миллионов сторонников на Twitter, но его сообщение про события в Египте не вызвало вообще никакой реакции среди армии фанатов. У человека должно быть, что сказать. В этом случае реакция будет такой: человек говорит, люди действуют. Сегодня именно контент определяет все", - уверен Максим Цветоват.
Немаловажный вывод для наших политических партий, то и дело пытающихся привлечь голоса электората с помощью тех или иных персон шоубизнеса. Тот факт, что певец или певица могут собрать на свои концерты десятки тысяч зрителей вовсе не говорит об их реальном влиянии на умы и сердца этих людей.
"Иногда блогера читает не так уж много людей, но количество реакций на его записи зашкаливает. И именно это говорит о его глубоком влиянии на процессы", - считает Цветоват. Не менее важно, чтобы тот, кто стремится стать влиятельным автором, находился внутри своей аудитории и связь с ним была двусторонней.
Значит ли это, что в массы можно продвинуть буквально любую идею, завербовав тем или иным способом для этого самых популярных местных блогеров? И да, и нет. Как выразился Максим Цветоват, сделать популярным русский язык в Америке может стоить или запредельных денег или ничего, если вдруг он каким-то невероятным образом станет там модным. Некоторое время назад власти США пытались убедить народ перейти на метрическую систему измерения. Но ни пропаганда, ни затраченные миллиарды не помогли - все-по-прежнему измеряли расстояния в милях.
По расчетам экспертов, если конкретную идею поддерживают от 7 до 10 процентов населения, она имеет шанс завоевать остальных. Правда, есть способ поэтапного "захвата" умов. К примеру, Марк Цукерберг, создавший внутреннюю сеть для студентов, начал с Гарварда, где в первые две недели завоевал 60 процентов аудитории. Потом сеть заработала в других элитных университетах. Ну, а когда студенты получили дипломы и вышли на работу, Facebook уже был везде. По опыту работы Максима Цветовата, завоевать 7-10 процентов населения среднего города не так уж сложно.
Свежий пример идеи, вдруг ставшей популярной среди тысяч людей, - движение "Оккупируй Уолл-стрит". Она явно пришлась по душе молодежи, желающей бунтовать, но без крайностей, и таким образом выразить свой протест затянувшемуся финансовому кризису. По словам Максима Цветовата, лучшие умы демократической партии Обамы сейчас ломают голову, каким способом использовать эту силу в предвыборных целях.
То, что пользователей социальных сетей тем или иным образом всегда будут использовать заинтересованные в этом силы, можно не сомневаться. "Это открывает огромные возможности для манипуляции нашим сознанием со стороны нескольких сильных игроков - рекламщиков, политтехнологов", - уверена Галина Градосельская, доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации Высшей школы экономики. Для этого нужно найти идею, относительно близкую массе, и вбросить ее в правильно выбранные точки для распространения. Ну, а те люди, которые уверены, что мыслят абсолютно объективно и не позволят собой манипулировать, могут расслабиться. Как выразилась Галина Градосельская, "когда мы слышим такие заявления, можно не сомневаться - это "наши люди".
pravda.ru