В одно время у глубокоуважаемого
neochapay были весьма интересные посты. Были они только по пятницам и были только о кактусах.
Я, посидев и покумекав, решила тоже создать свой пятничный свод постов.
Но так как кактусы - это не мое, я буду вещать о том, что хорошо знаю и люблю: об искусстве, о знамениты картинах и художниках.
И начну я с картины, которую многие наверянка видели, но наверянка и многие не знают имени автора и других его работ
В общем, встречайте, первый Пятничный пост об искусстве - "Неравный брак" Василия Пукирева.
Вообще, тема неравного брака в середине XIX века была очень актуальна: многие бедные девушки, бесприданницы, были вынждены идти замуж за мужчин намного старше них, без всякого желания или согласия.Банальные договорные браки - муж получаетм молодую девицу-красавицу под боком, а родители невесты - знатного зятя и посему пропуск в мир аристократии.
В общем браки основанные на выгодные и материальной заинтересованности.
К теме неравного брака и к образу бледных прекрасных, но сломленных осознанием жизни с нелюбимым человеком невест обращалисть и другие художники. Как то например:
Фирц Журавлёв, который написал аж два варианта картины "Перед венцом"
И Маковский - "К венцу. Прощание".
Но именно картина "Неравный брак" Василия Пукирева, которая выдвинула только что выпустившегося из училища художника в ряд знаменитых русских живописцев, самая известная по теме брака по расчету.
Васлий Пукирев. Автопортрет
Картина "Неравный брак"произвела настоящий фурор на выставке 1863 года и сразу же стала достоянием догадок и домыслов: кого изобразил на картине Пукирев? Обобщенный образ всех грустных невест и всех старых женихов? Самого себя и свою потерянную в браке с другим любовь? Своих знакомых, пострадавших от условностей общества XIX века?
Можно сказать, что все варианты в какой степени правдивы.
Да. Образ жениха и невесты, вступающих в неравный брак (как по возрасту, так и по социальному положению) обобщен. Причем настолько, что некоторые узнавали себя: например некий историк Костомаров, увидя эту картину, настолько был поражен горем и безнадежностью на лице девушки, что отказался вступать в брак с такой же молодой девушкой.
Если говорить о прототипах и истории, которая послужила толчком к написанию картины: это история друга Пукирева, купца Сергея Михайловича Варенцова.
Он был влюблен в дочь другого купца, Софью Рыбникову. Которая вышла замуж за более знатного, богатого купца Корзинкина. Ей на тот момент было 24, а ее мужу - 34.
Варенцову отвели на празднестве лишь роль шафера: бедняжка оказался в этой роли потому, что его старший брат был женат на сестре того, что увел под венец его возлюбленную. Сергей Варенцов поделился этой историей с Пукиревым и тот сразу решил - напишу картину!
Правда, когда картина была готова, Варенцов, видимо, уже остыл в чувствах к вышедшей замуж Софье. По краней мере, когда довольный Пукирев показал другу картину, тот возмутился схожестью стоящего за невестой человека с собой. Ибо Варенцов на тот момент готовился к браку и не хотел, чтобы его лицо было рядышком, пусть и на картине, с другой девушкой.
Пукирев взял и добавил к лицу стоящего на картине шафера бородку - с чем придал схожесть уже со своим лицом.
Это подтверждается другой картиной «В мастерской художника», где, по заверениям друзей, Пукирев изобразил самого себя в образе облокотившегося на мольберт художника.
Картина Пукирева «В мастерской художника».
А вот невесту Пукирев писал с той девушки, что была возлюбленной не его друга, а самого Пукирева. Звали ее Прасковья. Василий Пурикев, будучи преподавателей в училище живописи и ваяния, сделал преждожение Прасковье, но родители девушки, узнав о таком, поспешили сыграть более выгодную партию и отдали дочь за богатого человека из их круга, который был намного старше своей невесты.
Об этом сама Прасковья, уже в возрасте, рассказала малоизвестному художнику В. Д. Сухову, который сделал рисунок ее портрета и подписал: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».
Карандашный рисунок В. Д. Сухова
Таким образом, пусть и заувалированно, пусть не совсем счастливо, Пукирев навеки остался с любимой женщиной, до секунду до ее брака, на картине.
Хотя, конечно, суждений и домыслов очень много. Кто-то считает что здесь только друзья Пукирева, кто-то - что всё образы, а любые совпадения с реальными лицами лишь случайность, кто-то - всё автобиографично.
Я лично написала ту версию, которая кажется верной мне :)
Но ответы знает лишь художник...
Ну и на закуску: ролик от Третьяковской галерии (где хранится "Неравный брак")
Click to view
ВСем спасибо за внимание))Ну и да, народ, может для таких вот пятничных постов мне сделать какое-нить название? Правда пока идей нет... так что жду предложений :)