Все мы вышли из совка. Мой френд рассуждает о советском воспитании и советской школе, один пассаж меня просто поразил. Чрезвычайно тонко и точно подмечено
( Read more... )
Чем особенно статья ценна и интересна: она служит блестящей иллюстрацией к тезису " говори долго и много, трепись о чем хочешь, но самое главное - чтоб ни звука о причинно-следственных связях".
Ну вот вам же повезло со школой. А я до сих пор вспоминаю как страшный сон. Особенно изощрялась в последнем классе наша учительница литературы, заставляя заучивать наизусть куски, выдранные из программных произведений и работ критиков, включая Ленина. И этот фронтальный опрос первые 15 минут урока - заходишь в класс как в пыточную, что усугублялось проверкой подошв обуви: лично стояла в дверях и проверяла. Ну что за бред, литератор-садист, такое могло только в совке родиться. А сейчас, кажется, опять возрождается.
Вы американские фильмы и мульты мало смотрели. Один образ учителя Гаррисона из Южного Парка кроет всех наших училок как бык овец, а уж чего стоит Мымра-из-Роно в Гарри Поттере - Вольдеморт в сравнении с ней пусичка.
В общем вы правы, конечно. Хотя я и не смотрела вами цитируемое, но и без этого в мировой литературе примеров достаточно. Школа (гимназия, интернат, даже привилегированный) - это всегда немного смягченная казарма, не знаю, может быть это чем-то оправданно. Какие-то базовые навыки вбиваются даже самым безнадежным. И количество людей, умеющих мыслить и анализировать тоже не уменьшается. Может быть как результат сопротивления.
сравнивать чьи-то реальные воспоминания с ОБРАЗАМИ (из гарри поттера бхх) - очень доказательно, научно и вообще неотразимый аргумент. sapojnik.livejournal.com/1385527.html?thread=71871287#t71871287
никаких архетипов не существует (за одним исключением - кто долго и настойчиво ковырял в себе, тот обязательно доковыряется до чего-то типа Анимы или Анимуса).
пословицы и поговорки ничего не доказывают. на каждый тезис найдутся две поговорки строго противоположного смысла (например как сейчас "моим глазам свидетелей не нужно").
вам какая разница - тот самый или не тот самый (и существует ли он вообще) ?
Странно. А меня всю жизнь тошнило именно от того, что на предметах литературы нисколько не пытались не то,что приблизится к атмосфере, там и образов то собственно говоря, не было за наслоением действий. Он пошел туда и сделал то. Это потому, что ничего другого он сделать не мог. И все в том же духе
( ... )
Как написал один современный писатель "Заставлять думать - это не функция лекарства. Если, конечно, это не лекарство от слабоумия". Вот художественная литература по-моему проходит по категории лекарства. Это не для того, чтобы думать, а чтобы отдохнуть от думанья, и следовать за потоком мысли автора.
Я не очень сильно отделяю способность думать от отдыха. Меня всегда в этой жизни напрягает требование социума не думать, а слепо подчиняться. А хорошо бы именно думать. И сюжеты в принципе конечно не отделены от анализа произведения. Просто в школе всегда было важно отсутствие мысли по поводу. Так же и в институте. Это и была главная цель. А каким методом ее добивались, видимо, в разных школах по-разному. Где-то тем, что спрашивали, кто куда пошел в книге. А где-то тем, что спрашивали, чем собой символизирует то или иной образ. Но поскольку люди были явно не готовы отвечать на вопросы о символике, им проще было подсунуть вопрос как раз о сюжете. Это ж проще, кто куда пошел. А вот зачем он туда пошел, тут уже некоторая опасность нарваться на мысли ученика...
По-моему, читают художественную литературу в массовом количестве как раз те люди, от которых социальная роль требует думать. И читают именно для того, чтобы отдохнуть от думанья.
Ситуация усугублялась тем, что учителя, сами - продукт воспитания советской системы во втором-четвертом поколении, в массе сами были неспособны рассуждать и анализировать. Так что процесс недумания был многократно защищен. Он и сейчас таким остается.
Comments 57
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Ну что за бред, литератор-садист, такое могло только в совке родиться. А сейчас, кажется, опять возрождается.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
sapojnik.livejournal.com/1385527.html?thread=71871287#t71871287
Reply
А про воспоминания и их качество есть поговорка "врет как очевидец".
Вы тот самый Козлачков или нет?
Reply
пословицы и поговорки ничего не доказывают. на каждый тезис найдутся две поговорки строго противоположного смысла (например как сейчас "моим глазам свидетелей не нужно").
вам какая разница - тот самый или не тот самый (и существует ли он вообще) ?
Reply
Reply
Вот художественная литература по-моему проходит по категории лекарства. Это не для того, чтобы думать, а чтобы отдохнуть от думанья, и следовать за потоком мысли автора.
Reply
Reply
И читают именно для того, чтобы отдохнуть от думанья.
Reply
Reply
Leave a comment