Петрович (Никонов) написал прочувствованный пост о Родине. Основная мысль - что Родина там, где тебе хорошо, и вообще мыслями о Родине в традиционном смысле лучше не заморачиваться; куда переехал - там и балдей. Мысль, как всегда у Никонова, бесспорная, но все ж я воспринимаю это дело по-другому. Мне вот лично всегда было как-то неловко даже думать об эмиграции (поэтому я о ней никогда всерьез и не думал). Ну в самом деле: люди соорудили себе нормальную страну, с разумным государственным устройством, с правильными законами, уютную и удобную - и тут к ним скребешься ты: ой, люди добрые, вы тут так хорошо живете, так у вас всё здорово устроено - можно и я к вам? А то у нас, понимаете ли, мы ничего не можем, кругом одни кретины и мерзавцы, везде бардак - ну их к черту! Возьмите меня к себе, я вам понравлюсь!
Тьфу. Никогда, словом, мне не нравилась идея быть приживалом в чужом раю. В этом смысле Родина, конечно - это не то место, где надо взасос целовать березки или там петь дифирамбы великому и могучему русскому языку. Березки везде одни и те же, а русский, как я догадываюсь, всего лишь один из большого количества человеческих языков.
Родина - это крест. Сделать в этих снегах что-то приличное, чтоб "от людей было не стыдно" - это, в общем-то, наша задача. Моя в том числе. Пока я здесь - можно считать, что я или ее выполняю, или, по крайней мере, готовлюсь ее выполнять (вторым, по моим наблюдениям, у нас 99% населения и занимается - готовится то бишь). А свалить - значит, сдаться. Признать свою беспомощность. Наши эмигранты, конечно, будут спорить с пеной у рта - но я все равно думаю, что в других странах эмигрантов только так и воспринимают: как сдавшихся. И я их так воспринимаю.
Быть сдавшимся, само собой, не страшно. Но, на мой взгляд, несолидно. Мне не нравится.
UPD. Перечитал свой опус. Мда, чем-то, по странной ассоциации, напомнило, как Маяковский на примере Есенина всем и каждому доказывал, что кончать жизнь самоубийством - нехорошо и неправильно.