ВЕКТОР РАЗВИТИЯ (1)

Nov 04, 2014 12:00

Наш социум возник и существует в виде иерархической организованности. (Недавно обсудили аспект иерархии-феминократии http://sapiens-ru.livejournal.com/9483.html). Наличие паразитарной иерархической верхушки - «элиты» - во все времена справедливо воспринималась «низами» как неизбежное зло. ( Read more... )

ВСИ, разум, Олег, Толстой

Leave a comment

РАЗУМНАЯ ПЕДАГОГИКА v_ersilov November 5 2014, 15:49:05 UTC
«Общин не осталось», но иерархичность менталитета вполне себе здравствует.
Возникли разнообразные новые иерархические позиции, которые личность персонально занимает в зависимости от переживаемой ситуации («лох»--«крутой», «совок»--«интеллигент», «дурак»--«умный» и пр.).

Изживание иерархичности -- таков масштаб задачи, решаемой Л.Н.Т. Он возобновил (реконструировал) попытку Распятого. Это люди чувствуют.
«Учение [Толстого-]Христа не спорит с людьми нашего мира о их миросозерцании, оно вперед соглашается с ним и, включая его в себя, дает им то, чего у них нет, что им необходимо и чего они ищут: оно дает им путь жизни и притом не новый, а давно знакомый и родной им всем... Верьте [во что угодно] -- это не мешает вам исполнять то, что открыто Христом для вашего блага: не сердитесь, не блудите, не клянитесь, не защищайтесь насилием, не воюйте» [там же].

Указанные разумные действия вытесняют из жизненной практики «иерархические суггестивные игры» http://ecce-homo-ru.livejournal.com/7803.html. Они задают вектор «разумной педагогики» http://ecce-homo-ru.livejournal.com/6578.html.

Reply

Re: РАЗУМНАЯ ПЕДАГОГИКА dgies November 8 2014, 17:41:24 UTC
_«Общин не осталось», но иерархичность менталитета вполне себе здравствует_
А почему "но"? Уж скорее ergo ;)

Reply

Re: РАЗУМНАЯ ПЕДАГОГИКА v_ersilov November 9 2014, 15:47:40 UTC
Конечно, раз возникнув, иерархический менталитет рулит.
Анархисты не могут найти «возражение» в рамках своего понимания природы человека.
Толстой, конечно, не первый, кто ухватил спасительный кончик ниточки -- индивидуальную веру -- «свет разума», -- не упустив который человек способен выпутаться из иерархического маразма. Он бился, как мог, до конца http://philosophy.ru/library/tolstoy/vostanovlenieada.html.

Во времена Христа возникла мода на «спасение души» и запрос на «инструментарий спасения». В этом Толстой помогает разобраться.
Сегодняшняя «антропореволюция» -- мода на «индивидуальное развитие». Понимают уже, что речь идёт о молодом поколении и условиях развития (инструментарии!). В интерпретации Пети Щедровицкого на смену учителю приходит тьютор http://youtu.be/g5BKDAT5Gto (33 мин.).

Reply

Re: РАЗУМНАЯ ПЕДАГОГИКА dgies November 10 2014, 21:14:19 UTC
Язык, язык. ВСС. Оно должно быть изложено на уровне если-то, для рационального рацио ;), чтобы оно получило инструмент в борьбе со свободой воли (сверхчеловека; обсуждалось). И не только с ней. А Толстой - это лучший пример того, что оно и в 70, и в 50 лет, и даже в 35, уже поздно. Нужно в 25 макс., и для массы, т.е. на уровне плинтуса. Ибо толку нет от проповедей пресыщенных.

Reply

Re: РАЗУМНАЯ ПЕДАГОГИКА v_ersilov November 11 2014, 10:06:23 UTC
Для меня неожиданно совпали Толстой и Ясперс.
"Ядро миросозерцания - это вера... Веру невозможно ни вынудить при помощи доводов, ни доказать при помощи фактичности; можно только мыслить исходя из нее или по направлению к ней... Только вера, которая утверждает себя среди сомнений (рацио!), есть настоящая вера... -- философская вера" (http://ecce-homo-ru.livejournal.com/9763.html).

Набираться ума-разума никогда не поздно.
Разумный понимает, что разорвать "дурную бесконечность воспроизводства глупости" по большому счёту можно лишь с помощью РАЗУМНОЙ ПЕДАГОГИКИ. От этой "печки" и следует плясать.

Reply

Re: РАЗУМНАЯ ПЕДАГОГИКА dgies November 12 2014, 17:01:28 UTC
Да, но разумная педагогика предполагает полный слом существующей системы. Так же как разумная экономика и пр. Эволюционный путь не годится, мне кажется.

Reply

Re: РАЗУМНАЯ ПЕДАГОГИКА v_ersilov November 13 2014, 12:04:35 UTC
Существующая иерархическая система выстроена на «глупости суггестивных игр», позволяющей тем, кто похитрее, обманывать и манипулировать. Её «новейшая эволюция» -- модерн -- технологический прогресс за счет «выжимания жизненных соков» из традиционных обществ. Издержки такого прогресса -- «маргинальная помойка» из переработанного и неиспользуемого человеческого материала. Подорваны ментальные и семейные основы воспроизводства жизни. Никакая «наука тотального контроля» иерархов не спасёт.

Персональный поиск оснований для жизни называется философствованием. А опыт таких исканий -- философией. Исторический ручеёк философствования указывает на «жизнь разума», начиная с его возникновения. Живительный ручеёк не мог превратиться в реку на территории, контролируемой иерархией.

Закат иерархии очевиден. Есть шанс "закрыть" социальную эволюцию.
Пока не очевидна альтернатива (ручеёк слаб). Но почему бы нам не вырулить к разумной самоорганизации.

Reply

Re: РАЗУМНАЯ ПЕДАГОГИКА dgies November 13 2014, 17:42:49 UTC
А потому что социализации всех корежат. А к тому времени, когда/если удается с собой и вообще разобраться, время-то ушло. Т.е. рулить приходиться другими, а средство руления одно - суггестия. И так по кругу.

Reply

Re: РАЗУМНАЯ ПЕДАГОГИКА v_ersilov November 13 2014, 20:20:18 UTC
Социализаций, как мы разобрались, три:
1) табу-социализация превращает зверька в (семейного) этносоциального зомби;
2) шаблон-социализация приращивает к семейному кругу внешние ситуативные пространства (осваивая различные поведенческие модели, ребёнок обретает качества универсального социального животного);
3) манипуляция-социализация -- осознанное участие в социальных играх, сознательная наработка разумно-суггестивного инструментария для захвата и удержания статусной (личностной) позиции.

Дурной круг суггестогенного воспроизводства жизни разрывает педагогически компетентный. Компетентный родитель понимает как корёжат детей социализации 1 и 2 (и как вести линию развития). Компетентный профессионал использует свои социальные навыки и статус как инструментарий общественного развития.

«Антропная инверсия» (соединение усилий энтузиастов-одиночек в совместный сетевой проект) -- задача организационная. Не пора ли нам озадачиться подготовкой старта (форсированное приближение дня «Х»).

Reply

Re: РАЗУМНАЯ ПЕДАГОГИКА dgies November 16 2014, 11:31:22 UTC
Тут противоречие. Или, по крайней мере, элемент бессистемности.
_универсального_ социального животного
_осознанное_ участие в социальных играх
Подвариант, одна из точек приложения универсального.
Кроме того, никакого _осознанного_ участия в играх, кроме иерархических, быть не может. Потому что осознанное участие как превращение игры в неиерархическую остальные участники игры воспринимают очень плохо. Типо, как личное оскорбление и подрыв устоев (каковым оно в принципе и является). Бисер, да. Примеров миллион, и в жизни, и в литературе и пр. Поэтому я и говорю, что после вторичной социализации уже все поздно. Но это мое личное мнение ;)

Reply

Re: РАЗУМНАЯ ПЕДАГОГИКА v_ersilov November 17 2014, 08:15:10 UTC
К этому месту мы с Вами заходим уже не первый раз. Но впервые я обозначил отчётливо третий вид социализации. Попробую пояснить интуитивное суждение промежуточными выкладками.

Мы знаем как минимум три группы инструментов организации человеческой деятельности: 1) табу, 2) социальный стереотип (шаблон) и 3) разум. В указанной последовательности эти инструменты возникли исторически (филогенез) и «вырабатываются» каждым из нас индивидуально (онтогенез).

Табуирование и стереотипизация -- два вида социализации, с которыми «усё ясно» -- «бессознательная суггестогенность». А вот к вопросу «разум и социализация» надо аккуратно подходить. Исторически (в филогенезе) разум -- «молодой инструментарий». С ним толком не научились работать. Он слабо востребован. Человечество, можно сказать, разумно в малой степени.
Иное дело онтогенез. Здесь мы видим выдающиеся экземпляры. Глядя на них, имеем представление о «шкале разумности», о потенциале Сапиенса, о работающих и невостребованных инструментах.

У каждого уникальное миросозерцание, сплетённое из суггестогенных и разумных инструментов. Направленность миросозерцания -- вера. Этот вектор генетически связан с иерархичностью и обычно совместим с ней (иерархия внутри нас). С помощью простых ситуативных инструментов разума (нормы, принципы) Сапиенс убеждается, что «всё действительное разумно» и полагает, что возражающим максималистам место в «жёлтом домике». Таков третий «разумный» вид социализации.

Более сложные надситуативные инструменты разума Сапиенс-максималист вырабатывает как «инструменты свободного полёта» и для общения с себе подобными (философствование). Очевидно, «свободный полёт» несовместим с иерархией. Потенциально все «козырные разумные карты» в руках максималистов. Они осуществляют инверсию «иерархического пугала» в «пшик».

Reply

Re: РАЗУМНАЯ ПЕДАГОГИКА dgies November 19 2014, 20:24:14 UTC
_разум -- «молодой инструментарий»_
Иерархия - тоже молодой инструментарий.
И здесь они смыкаются. Разум серебристоспинных сапиенсов обладает суггестивной силой только благодаря их иерархической позиции (не так однозначно, но грубо можно принять). Валяющийся в канаве (условно) серебристо-возрастной самец никакого суггестивного (оно же разумное) воздействия ни на кого произвести не может. На практике. Уйти в символы (Диоген-Перельман) - это пожалуйста. А толку?
Итого, разум с момента второй социализации начинает работать на наработку позиции, в норме. Все, с этого момента он потерян для. То же, с коррекцией, применимо к самкам.
Т.е. проблема не столько в том, что _С ним толком не научились работать. Он слабо востребован_, сколько в целеполагании. Все мы человеки. Если разум не приносит плюшек, то _в массе_ он не нужен. А отдельными маньяками ;) можно пренебречь, что и доказывает вся посленеолитическая история. Ничего не изменилось.
Другое дело, что (как уже обсуждалось) носители абстрактного разума _почему-то_ не вытесняются из воспроизводства. Насколько я теперь понимаю, здесь работает целый комплекс факторов. Но никакого качественного перехода, по моему мнению, здесь не просматривается. Пока не включились стимулы видового масштаба. И, по моему мнению, в ходе _второй_ антропореволюции они не включатся. В этом суть расхождений.

Reply

Re: РАЗУМНАЯ ПЕДАГОГИКА v_ersilov November 20 2014, 11:36:24 UTC
Вторая социализация (иерархизация) обусловлена демографическим фактором (обсуждалось). Разум -- следствие «тотемных повреждений» и «иерархических вариаций» -- почти случайный инструмент индивидуального ориентирования. Умники-чудики не были на первых порах никак востребованы. Кое-кто из них, думаю, использовал суггестию как разумный инструмент. Кое-где они пытались утвердиться при иерархии.

Всплытие умников на историческую поверхность можно объяснить тем, что они начали выигрывать в конкуренции с «гадателями на кишках» и создавать при иерархах «институты экспертократов». Эти институты стали «непотопляемым» элементом (со специфичной автономией) традиционных культур.

Экспертократы, как и другие социальные игроки, «ходят по минному полю». Им нужно обеспечивать свою относительную автономию в узких иерархических рамках, в частности, поддерживая «живительные ручейки чистого разума» как источник нужных им прикладных знаний.

Обыватель сегодня не ждёт плюшек от иерархии. Он желает сам пить из «живительного ручейка». Надо ему помочь.

Reply

Re: РАЗУМНАЯ ПЕДАГОГИКА dgies November 20 2014, 22:48:49 UTC
_Он желает сам пить из «живительного ручейка»._
Именно, именно.
_они начали выигрывать в конкуренции с «гадателями на кишках» и создавать при иерархах «институты экспертократов»._
Здесь нужно разделять борщ и плевелы ;)
Грубо, некий эксперт знает, как построить акведук, или адекватно перевести текст ;), итд итп. Т.е. работает с природой, или, шире, реальностью.
А другой эксперт знает, как отсудить у бедной вдовы ее домишко, или заработать на лохах на форексе, и так далее.
И это работа с другой реальностью - не природной, но второсигнальной.
При этом по антропологическим и, возможно, даже онтологическим причинам, создание реальности (любой) не в пример выгоднее и престижнее, чем просто работа с ней (здесь хороший пример прецедентное право). Да и ручки не пачкаются, правда, только в прямом смысле. Но создавать второсигнальную реальность можно только на определенной иерархической позиции.
Так чего же желает обыватель? Все, круг замкнулся.

Reply

Re: РАЗУМНАЯ ПЕДАГОГИКА v_ersilov November 21 2014, 17:33:04 UTC
Действия по созданию «объемлющей иерархии» видны уже невооружённым глазом и начинают доходить до обывателя. Обыватель и решит дело (если «волна не смоет»). Обозначилась альтернатива глобальному иерарх-проекту в виде «расплывчатой многоцентровости». Ментальные основания отторжения иерархии можно узреть у серьёзных исследователей:
«Цивилизованный человек Запада вышел из горнила многовекового дисциплинирования, так что он стал цензором самого себя. Это результат длительного развития, и то, что сейчас Запад в основном секуляристский, не имеет никакого значения, главное было сделано в эти столетия, когда Церковь бесконечно занималась невероятно жестким дисциплинированием людей.
Побочные явления этого были ужасны, например, поголовный ужас перед дьяволом. Человек Западной Европы жил в постоянном ужасе. Все эти химерические изображения дьявола: с рогами, копытами, хвостом, все эти черные мессы, черные пудели, весь этот ужас, в котором он жил, был результатом того, что его постоянно тыкали в его грехи.
В Византии про дьявола никто никогда не думал. Изображения дьявола не существует в православной иконографии... Византийский человек не жил в состоянии повседневного ужаса. На Руси это еще многократно усилилось. За исключением отдельных взрывов пандемического страха, в целом, я думаю, уровень страха древнерусского человека был на порядок ниже, чем у человека Запада. Это хорошо или плохо? С одной стороны, хорошо, с другой - плохо. Но это, безусловно, по-другому.» http://www.pravmir.ru/professor-sergej-ivanov-ob-igre-so-smyslami-naslednikax-vizantii-i-uploshhenii-obrazovaniya/.

Reply

Re: РАЗУМНАЯ ПЕДАГОГИКА dgies November 23 2014, 13:03:44 UTC
Я исхожу из другой тз. Нет никакого "западного человека" (не в состоянии сейчас обосновывать). Просто примерно в середине XIX в. в Европе и ее ответвлениях запустился, вполне естественным путем, процесс приспособления "человейника" к резким деформациям в системе социум-общины. И поскольку этот процесс стал постоянным, то и результаты превзошли любые предыдущие - не по количеству убитых, а по количеству изнасилованных мозгов ;) Причем в течение еще мин. 100 лет эти деформация и приспособление касались весьма ограниченного слоя. Грубо говоря, французская или немецкая деревня в 1950-х жила по совершенно стандартным общинным принципам. Уж не говоря о более ранних временах и более "отсталых" краях той же Европы, вроде Испании-Италии или Норвегии-Финляндии. Это все четко просчитывается, однозначно. А вот потом наступил рукотворный перелом - в мозгах, ессно. Но тянуть эти вещи к средневековью, как оно видится "из сейчас", совершенно бессмысленно. Тот же Бродель - где у него ведьмы и черти? Быт, и только быт - а все остальное мелкая рябь. Тут весьма показательный пример, кстати, Чарльз Ли, с его историей инквизиции. Создал, как мы бы теперь сказали, нф франшизу вроде "Чужих" или "Хищника", а в конце жизни, усовестившись, покаялся. А поройтесь в гугле - там хоть слово об этом есть, если не копаться вглубь? Ото. Не так все было, совсем не так ;)
В общем, этот культурологический новодел, по определенным причинам, нам втюхивают как.
Но это мое личное мнение ;)

Reply


Leave a comment

Up