ЖИТЬ СТРАШНО

May 28, 2014 15:50

Подросток лишь учится быть самостоятельным. Родители, педагоги и психологи плохо понимают суть перехода из детства в юность http://v-ersilov.livejournal.com/36970.html.
Невежество взрослых столь велико, что "подросток и «монстр» в современной культуре стали словами-синонимами. Ребёнок становится «монстром» тогда, когда его внутренний мир со всеми страхами, сомнениями, вопросами остаётся невостребованным. Родители жалуются, что ребёнок не делится с ними, а на самом деле они не умеют быть вместе с ним настоящим. Не умеют не оценивать, не паниковать, не вмешиваться. И ребёнок, закрывшись, придумывает себе страшный мир, где выживают только монстры. И сознательно становится «монстром». Он понимает, что поступает не по-человечески. Более того, делает вид, что гордится этим. Но в глубине каждого ребёнка живёт миф о «ЧЕЛОВЕКЕ». И он ждёт, когда же случится чудо, и мир «монстров» рухнет." http://sapiens-ru.livejournal.com/7156.html.

Недавно в интернете опубликованы некоторые результаты психологического консультирования «монстров» и их родителей http://iandfamily.ru/kaptn2012. Данные относятся к родителям, которые "признают своё отцовство и материнство, любят детей, как умеют, но в ответ получают неблагодарность и отчуждение. При этом высока степень непонимания родителями причин возникновения отчуждения со своими детьми при относительно благополучном детском периоде.

Родитель воспринимает поведение подростка как наглость, как агрессию и хамство. Увидеть страх и боль в грубости подростка способны далеко не все взрослые... Более того, сам факт, что эти страхи есть, часто скрыт от родителя... Родительские страхи - это средства манипулирования, своеобразного рычага управления. Тот кто заявляет о своих страхах - заявляет о своей слабости, следовательно нуждается в поддержке. Очень часто рассказ родителей о том, что привело его на консультацию, начинается со слов: «Я боюсь…». Родители озвучивают: страх потерять контроль, власть; страх потерять подростка; страх, что он будет несчастлив; страх, что подросток попадёт под дурное влияние; страх отвергнутости и разрыва отношений; страх, что подросток повторит судьбу родителей; страх причинить боль.

Подросток будто нарочно провоцирует кризисы в своей жизни, характеризующиеся эмоциональным напряжением, растерянностью, рассогласованием ранее стабильных установок и приоритетов... Сам говорит он о них только в ситуации безопасности и доверия... Обыденность жизни воспринимается остро негативно... Подростки, благодаря своему максимализму нуждаются в смысле жизни особенно остро... Подростки говорят о следующих страхах: страх потерять родителей; страх быть отвергнутым; страх быть униженным; страх одиночества; страх наказания; страх перед неопределённостью будущего; страх перед сверстниками; страх быть преданным.

Характерной особенностью подросткового возраста является уязвимость детей и родителей (так как они тоже переживают этот возраст вместе с детьми). Наличие большого количества и разнообразия страхов подтверждение тому... Обращаясь за помощью, родители и подростки рассчитывают, прежде всего, на облегчение. Но лёгкая жизнь - это фантазия из сказки. Мир никогда не станет объективно добрее или справедливее. Задача психолога уметь самому и помочь научиться человеку быть открытым, а значит зрячим, быть живущим - значит действующим, быть любящим - значит способным на искренность... Родителю, подростку и психологу в рамках детско-родительской консультации предстоит распределение ответственности за совместное движение и результат. Совместное преодоление трудностей порождает сотрудничество... Перед психологом стоит практическая задача - прояснить способ жизни человека для самого человека."

Карпунькина, разум, самоорганизация

Previous post Next post
Up