Стремление уйти от из-под гнёта традиционной школы стало заметным «вектором» педагогических изменений. "Альтернативщики" дружно отрицают принудительную программо-классо-урочную технологию образования, однако относительно сути «педагогических инноваций» наблюдается «разброд и шатания».
Суть «новой педагогики» несложно уяснить, если внимательно присмотреться к действиям ребёнка. Возьмём пример освоения речи. Детей говорить специально не учат (хотя, думаю, дай волю горе-педагогам, они придумали бы методики, привязывали малышей к партам и истязали их и себя до потери сознания).
Речь -- главный инструмент организации совместной деятельности. Малыш стремится участвовать в «общем деле» и активно встревает в деятельность с помощью природой данного «механизма суггестии» [Б.Ф.Поршнев]. Освоение речи -- не «внешнее обучение-натаскивание», а развитие -- освоение и изобретение ребёнком речевых инструментов организации деятельности. (Психология речевого развития ребёнка -- предмет особого рассмотрения).
Роль педагога -- создать среду развития ребёнка, «педагогически комфортные условия».
См., например, великолепные тексты «отца анскулинга» Джона Холта :
https://sapiens-ru.livejournal.com/7624.htmlhttps://ecce-homo-ru.livejournal.com/8322.html Нет великой сложности в совместной детско-взрослой деятельности сделать, например, акцент на естественные для нас математические и языково-письменные отношения. В такой среде дети охотно осваивают сложные методы общения, включая математику и письмо.
Дальше -- больше. Дети азартно устремляются в профессиональные занятия -- в искусство, науку, технологии, производство. Были бы рядом понимающие их профессионалы в правильно организованной педагогической среде.
Главный вопрос педагогики сегодня звучит так: какая образовательная среда нужна современным детям, чтобы они полноценно развивались, готовились к решению самых сложных жизненных задач? Значительный вклад в ответ на этот вопрос внесли выдающиеся отечественные авторы М.А.Балабан
https://ecce-homo-ru.livejournal.com/2017/05/03/ и В.И.Слободчиков
https://ecce-homo-ru.livejournal.com/2013/02/06/.
Кратко ответ можно сформулировать следующим образом: технология в педагогике развития -- это самовоспитание и самообучение в самоорганизованном разновозрастном детско-взрослом коллективе. Схематично динамика изменений педагогики показана в таблице:
Таблица. ПЕДАГОГИКА : ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
. . . I ДИНАМИКА
. . . * - - - - - - - - .
ПАРАМЕТРЫ . I
Традиционная
система образования
«Букет» авторских
инновационных
моделей
Детско-взрослая
самоорганизация
(ИНАЯ ШКОЛА)
Модель ребёнка
ребёнок -- tabula rasa
(чистая доска)
компромиссная
субъект-объектная
модель
двуединый
субъект развития *
Цель педагогики
освоение программы
накопление инновацион-
ных педагогических
идей и методов
полноценно развитая
личность
Задача педагогики
обеспечение учебного
процесса
реализация идей ли-
дера педагогического
коллектива
детско-взрослое
со-творчество,
самоуправление
Технология
программо-классо-
урочная технология
(ПКУТ)
замена «устаревших»
элементов ПКУТ «раз-
вивающими элементами»
технология детско-
взрослой самоорганизации
(самоуправления)
Педагогический
инструментарий
Минпрос, учитель;
программа, предмет,
класс погодков,
урок, оценка,
экзамен, аттестат
педагогические роли
(организатор, учитель,
воспитатель, мастер,
наставник)
методология развития,
разновозрастные откры-
тые студии (творческие,
производственные,
учебные)
* -- Субъектов развития два: персона и коллектив. Педагог должен уметь "читать" сложное сплетение индивидуально-групповой мотивации человека.