ВЕКТОР РАЗВИТИЯ (2)

Dec 08, 2014 00:33

Использованы материалы предыдущей записи и диалога
http://sapiens-ru.livejournal.com/9917.html

Наш социум возник и существует в виде иерархической организованности. Л.Н.Толстой уловил зловещую суть иерархии и ложность анархических усилий: «Тысячи лет пытались уничтожить зло злом и не уничтожили, а увеличили его... Как огонь не тушит огня, так зло не может потушить зла. Только добро, встречая зло и не заражаясь им, побеждает зло... Верьте [во что угодно] -- это не мешает вам исполнять то, что открыто Христом для вашего блага: не сердитесь, не блудите, не клянитесь, не защищайтесь насилием, не воюйте.»
Попросту говоря -- не ведитесь на суггестию. Это краткое пожелание указывает на суть разумной педагогики.

dgies: Разумная педагогика предполагает полный слом существующей системы.
v_ersilov: Нет смысла ломать то, что само умирает. Разумная педагогика показывает способы перехода от опостылевшего принудительного воспитания-образования к развитию.
dgies: Все мы человеки. Если разум не приносит плюшек, то в массе он не нужен. А отдельными маньяками можно пренебречь, что и доказывает вся посленеолитическая история. Ничего не изменилось.
Другое дело, что (как уже обсуждалось) носители абстрактного разума почему-то не вытесняются из воспроизводства. Насколько я теперь понимаю, здесь работает целый комплекс факторов.
v_ersilov: Всплытие умников на историческую поверхность можно объяснить тем, что они начали выигрывать конкуренцию у «гадателей на кишках» и создавать при иерархах «институты экспертократов». Эти институты стали «непотопляемым» элементом (со специфичной автономией) традиционных культур.
Экспертократы, как и другие социальные игроки, «ходят по минному полю». Им нужно обеспечивать свою относительную автономию в узких иерархических рамках, поддерживая при этом «живительные ручейки чистого разума» как источник нужных им прикладных знаний.
Обыватель сегодня не ждёт плюшек от иерархии. Он желает сам пить из «живительного ручейка». Надо ему помочь.
dgies: В середине XIX в. в Европе и ее ответвлениях запустился, вполне естественным путем, процесс приспособления "человейника" к резким деформациям в системе социум-общины. И поскольку этот процесс стал постоянным, то и результаты превзошли любые предыдущие - не по количеству убитых, а по количеству изнасилованных мозгов.
v_ersilov: Теперь они стремятся завершить дело глобальным насилием.
dgies: Сейчас "незападные" цивилизации могут в процессе реального времени наблюдать, чем заканчивается «сплющивание» социальной пирамиды. Формальное. И, конечно, у них, а особенно у православной (по сумме причин), есть шанс сделать из этого выводы. То есть он был бы, если бы "природа человека", второсигнально-иерархическая, не была так жестко запрограммирована. Т.е. здесь вопрос веры -- идет ли все по рельсам, или можно все-таки куда-то вырулить. И мы этого уже не узнаем.
v_ersilov: Да, вопрос веры. Но вера -- это не развилка. Она -- основание мировоззрения. А мировоззрение направляет действие. "Ядро миросозерцания - это вера... Веру невозможно ни вынудить при помощи доводов, ни доказать при помощи фактичности; можно только мыслить исходя из нее или по направлению к ней... Только вера, которая утверждает себя среди сомнений, есть настоящая вера... -- философская вера" [Карл Ясперс].

У каждого из нас -- уникальное миросозерцание, сплетённое из суггестогенных и разумных убеждений. Вектор веры генетически связан с иерархичностью и обычно совместим с ней (иерархия внутри нас). С помощью простых ситуативных инструментов разума (нормы, принципы) Сапиенс убеждается, что «всё действительное разумно» и полагает, что несогласным максималистам-идеалистам место в «жёлтом домике».
Более сложные надситуативные инструменты разума Сапиенс-максималист вырабатывает как «инструменты свободного полёта» и для общения с себе подобными (философствование). Очевидно, «свободный полёт» несовместим с иерархией. Потенциально все «козырные разумные карты» в руках максималистов. Им и осуществлять инверсию «иерархического пугала» в «пшик».

миросозерцание, Олег, вера, Ясперс, Толстой

Previous post Next post
Up