Путешествия 2011. Как я по ездила по деревням российским. Часть3

Sep 10, 2011 22:03


Как я ездила по деревням и селам Самое начало путешествий тут

День седьмой. 29 июля 2011, пятница 
Шостье 
Проехав длинный-предлинный путь от Рязани, мы добрались до Шостья. Несмотря на такую отдаленность от города, село вызывает только радужные мысли. Село, в отличие от других, очень оживленно, по улочкам на велосипедах ездят дети, ходят туда-сюда люди. 
Невероятным и очень необычным выглядит огромный (действительно огромный, даже по городским меркам) храм в центре села! Большой, кирпичный, красивый, высокий, просторный храм, купола, а вокруг - маленькие избушки-домики! Просто невероятный контраст. 
Проехав чуть дальше, мы увидели огромное здание школы (для села огромное, потому что в Питере моя гимназия была наверно даже меньше, чем школа в Шостье).  
Более того, рядом со школой была еще одна церковь, а потом оказалось, что рядом с селом еще и монастырь есть, который руководит духовной жизнью сельчан. 
Вообще Шостье радует глаз - много очень красивых, богатых изб, кирпичных домиков. Есть магазин, даже два =), почта, медпункт. 
Шостье горело, но так оказалось, что во всех сгоревших домах, погорельцы жили в одиночку, и поэтому они отказались от строительства новых домов, получили компенсацию и переехали к родственникам: кто в Рязань, а кто в это же село.  
Есть там и местная “достопримечательность” - погорелец, получивший миллион или около того компенсации, и полностью пропивающий ее. Этот погорелец, как сообщили мне жители, раньше любил полностью пропивать свои деньги. Теперь, шутят они, как он ни пытается, все пропить не удается, денег слишком много =) 
Так же забавно смотрятся на старых, разваливающихся избушках, новенькие спутниковые тарелки, они тут стоят дешево, как говорили мне, и поэтому их всем ставят. Ведь, как говорят мне почти все жители деревень, телевизор - единственная их отрада. 
Когда идешь по улицам Шостья, слышишь симфонию петухов =) Это хорошо, жизнь значит есть. И молодежь есть. 
Вообще во всех деревнях, где есть молодежь и дети, жизнь гораздо радужнее, и деревни с бегающими по улочкам детьми выглядят гораздо радостнее. И бабушки-дедушки, когда говоришь с ними, все довольны жизнь, если у них растут внуки - их отрада. 
Молодежи в Шостье много, и она сыграла огромную роль в тушении пожара. В тех деревнях, куда приезжали молодые и дети, пожар по большей части удалось затушить. Ведь старики и бабки немощные, даже убежать им с трудом удается. 
Ну а если перейти к делу, о пожарах. 
Шостье - практически единственная деревня, где была сформирована инициативная группа по тушению пожаров. Как сообщили мне, глава села в момент пожара была в отпуске, и бегала и успокаивала жителей тем, что пожар далеко и до деревни он не дойдет. Не верила, что пожар будет. В обход администрации, без ее ведома, был создан штаб по тушению пожаров (!!) . 
Были оргазинованы круглосуточные дежурства, подростки и молодежь на мотоциклах ездила по территории, следила за лесом, производились опашки. Очень помогали школьники. Все жители скидывались на бензин для тракторов, чтобы произвести опахивания. Все сообща тушили пожар - с ведрами, бочками, лопатами, кто как мог. 
Огромную роль сыграл монастырь, предоставивший свой трактор, бочки. Также у монастыря была своя скважина, из которой качали воду во время пожара. 
Вообще, как сообщили мне многие, монастырь играет огромную роль в жизни деревне - строит дома, детский пансионат, всячески помогает. Церковь, как сказали мне все, сплочает население. Так же, как и в многих деревнях, был совершен крестный ход с иконами. 
Многие жители недовольны тем, что после того, как они активно боролись с пожарами, наградили за борьбу с пожарами их главу села, которая, по их словам, в борьбе с пожарами как таковой большой роли не принимала.  
К местной власти отношение не очень хорошее. Более того, жители стараются решать все сами, не ходить к администрации. Как сказали мне, администрации ни разу даже не собирала собрания вместе со своим депутатским советом.  
Условия в деревне, как сообщила мне одна жительница, даже не позволяли вызвать МЧС во время пожара, все бегали, искали телефон, чтобы позвонить спасателям.  
На счет того, сплотил ли пожар населения, имеются разные мнения. 
Одни говорят, что стали более сплоченными, собираются часто. Ходят к главе с вопросами. 
Другие же говорят, что какими были люди, такими и остались. А вот тут уже назревает вопрос - а какими были-то люди? Одна жительница сказала мне, что вроде с виду люди дружелюбные, а за спиной говорят другое. Завидуют много. Каждый живет сам по себе.

Анемнясево 
Когда мы подъезжали к Анемнясево, то думали, что застали там пожар. Потому что из деревни вереницей ехали машины, караваном, уезжали оттуда. Мы подумали- народ бежит наверно. Оказалось, там был праздник святой Матрены Анемнясевской, и на газели важно ехал батюшка. 
Вообще в Анемнясево довольно ухоженные домики, все с цветочками, приятные. Некоторые дома вызывают недоумение - разваливающиеся домики, дверь полуразвалившаяся гнилая, но на окнах - стеклопакеты. Может это и оправдано в зимних условиях, не знаю, а может, попытка переобустроить свой быт. Так же забавно выглядят надписи “Не копать. Мегафон” рядом в лесочках =) 
Схожесть в отношении к власти тут наблюдается такая же, как в Шостье. “А что нам эта администрация? Она как мертвому припарки” - говорят мне жители. 
Одна продвинутая жительница, единственная пользующаяся интернетом (кстати, во всех деревнях интернетом вообще никто не пользуются, так же нет радио и у многих нет домашних телефонов. Что-то сразу вспомнилось и про образование. Почти у всех образование по 4-7 классов, у некоторых нету образование вообще, а одна милая бабушка сказала мне “Дочка, какое образование? Я всю жизнь в домике лесника прожила! Какое образование, когда корову доить надо!"), прочитала в интернете, что на строительство дороги через деревню Анемнясево, оказывается, из бюджета ежегодно выделяется нормальная такая сумма, которая теряется в неизвестном (но всем-то конечно известном) направлении. 
Многие не верят, как и в других деревнях, что это только из-за жары такие пожары были. “По всей России или спьяну, или специально поджигают” - резюмировала все догадки одна жительница. Но если не спьяну, то случайно окурки бросают, говорят другие. Потому что жара такая стоит всегда, пожары случаются каждый год, и без рук человека такая стихия просто так разгуляться не может.

Мягково 
“Нас скинули как говно с лопаты” - так говорят жители Мягково об отношении власти к своей деревни.  О них забыли, они сами переживают и сами о себе заботятся. 
Но оно и понятно - деревня на отшибе, я с трудом тут нашла вообще жителей чтобы поговорить, пожаров там не было, поэтому никаких “ништяков” от власти в виде проведения газа и воды и строительства новых домов они не получили.

День восьмой. 30 июля 2011, суббота 
Ключи 
В Ключах со мной случились аж две одинаковые смешные истории. Я, как обычно, зашла в очередной дом, постучав, меня пригласили внутрь, напоили компотом, и я общалась с очень милой женщиной по поводу пожаров, уже практически все спросила, что мне было нужно, как ворвался внутрь дедушка и начал орать. “Да что ты разговариваешь с незнакомым человеком о таких вещах! Может она агент ЦРУ и шпион американской разведки!!!” А дальше как пошло-поехало: “Да ты тут наговоришь всякого, и тебя потом засадят”. Мне смешно конечно, но было бы не столь смешно, если бы потом я, уже на другом конце деревни, увидев милого дедушку на причале, не подошла к нему и не разговорилась с ним. Он отвечал мне по поводу пожаров, я уже также узнала все, что хотела, как вдруг к концу разговора приходит какая-то бабушка, и начинает “Ты что дочка такие вопросы глупые задаешь? (это про тушение пожаров)”. Но раз уж я узнала все что нужно, быстро попрощалась и ушла, и вслед слышала, как бабушка отчитывает дедушку “Вот! Тебя ни на минуту оставить одного нельзя! Оставишь и вечно влипаешь в какие-то истории!” 
Но это к смеху. А так там очень милые люди, разговорившись с одной женщиной, я узнала, что в плане социально-общественной жизни Ключи пожалуй будут на первом месте среди деревень. Во-первых, там очень много детей, и поэтому постоянно проводятся собрания, сборы.  
Во-вторых, в отличии от обычных собраний, где обсуждают воду-газ, в Ключах помимо этого обсуждают отношение к окружающему миру, отношение к животным, проблемы воспитания детей, противопожарные меры, организован педсовет, обсуждаются поездки и путешествия. 
В-третьих, это единственная деревня, где проводятся субботники, где жители сами сообща делают что-либо. 
Как сообщила мне одна жительница, здесь деревня похожа на пионер лагерь. Существуют  трудовые бригады, в которых участвуют школьники 3-6 классов. Они помогают бабушкам и дедушкам в огородах, расчищают траву, песочницы, носят дрова, а во время пожаров - ходили с тачечками, помогали тушить. У них есть что-то вроде журнала запросов, где бабушки могут оставить заявку, в чем ей нужно помочь, и к ней придут детки и помогут. 
Более того, жители, те, у кого есть дети, объединены в воспитательные кружки, и каждый родитель собирает кружок детей, учит их лепке, вышивке, есть студия литературных чтений, театральных постановок. Каждый месяц дети делают постановки и дают концерты, на которые собирается деревня.  
В общем жизнь кипит. 
На счет пожаров мне тоже поведали очень интересную информацию. 
Во первых, село это находится между нефтебазой и поселком в 500 человек (сразу оговорюсь: поселок в 500 человек - это очень большой поселок для русской глубинки, в самих Ключах около 50).  
Когда загорелся лес, возникла сразу опасность того, что огонь пойдет на нефтебазу, и все на километры вокруг взорвется, и опасность того, что огонь пойдет на крупный поселок и пострадает много людей. Поэтому пожарникам пришлось направить встречный огонь, чтобы потушить огонь, направляющийся к нефтебазе и огонь, идущий к поселку. И этот встречный огонь в результате и спалил Ключи. Так как в Ключах живет мало людей, то они оказались малой жертвой, которую пришлось принести, чтобы спасти большее количество жизней. 
Жители говорят, что это было правильно, потому что иначе бы все бы взорвалось. 
Во время пожара все тушили организовано и сообща. Было собрано несколько бригад - во главе со старостой села, во главе с молодежью с пилорамы, были организованы дежурства, жители скидывались на бензин для тракторов, чтобы опахивать землю. До пожара было общее собрание, где зарание был продуман план эвакуации, кто к кому в какое транспортное средство садится, кто кому в случае эвакуации помогает. 
Торфяники рядом с деревней горели полтора месяца подряд. Была создана инициативная группа, дежурившая вокруг них круглосуточно и тушившая огонь на протяжении полутора месяцев постоянно!  
Как сообщает староста, когда огонь подошел уже вплотную к деревне, это было 6 числа, деревню удалось отстоять. Вздохнув с облегчением, МЧС забрали пожарные машины, чтобы потушить другую деревню. А 8 числа огонь опять подошел к деревне, и из-за того, что пожарные машины забрали, деревню отстоять не удалось, сгорело 24 дома. 
Во время пожара жители разделились. Москвичи сразу все уехали, потому что все были с женами и детьми, эвакуировали детей. Однако были и те, которые потом не вернулись помогать тушить, исчезли и сбежали. Таким образом, говорит староста, пожар раскрыл характеры людей - сразу стало видно, кому можно доверять, а кому нет, кто есть кто. 
После пожара, как сказала мне одна местная жительница, люди стали более внимательны. Друг к другу, и к противопожарным мерам. Стали доверять больше. Но люди тут всегда были дружные, как понятно из разговоров их. 
Люди собираются на субботники, для собраний молодежь обходит дома и оповещает о собрании,  и конечно же церковь объединяет всех, в храме люди собираются. 
Люди очень активны. У них есть замечательный пруд, где водятся карпы. Жители хотели поднять пруд сами, потому что он зарос и высох, своими силами построили дамбочку для этого. После чего им позвонили с прокураторы, обругали и настучали по головам - как же так, поднимать пруд - это не по бумажкам и не по правилам. Пришлось людям обратно все разбирать и свой труд уничтожать.  
И у всех мнение одно о том, как сгорело село. Староста своими глазами видел, как с электрички, проезжающей мимо, вылетела сигарета. Начало гореть. Так же проезжал навстречу товарняк, оба поезда, проезжающие, создали вихревые потомки, и пламя перекинулось через пути к деревне. А по такой погоде огонь пожирает все моментально.

Троица 
И последней деревней, которую мы посетили в Рязанской области, была деревня Троица. 
Интересно, что ровно через асфальтовую дорогу, рядышком находится другое село - Лесуново. То есть две деревни фактически отделены только дорогой. 
В Троице, как и в многих других деревнях, пожар был из-за того, что вспыхнула подстанция, трансформатор. Как передают местные, электрики, чинящие провода, оставили свою работу и пошли искупаться. Когда пришли - огонь уже полыхал. 
Деревня находится действительно в отдалении, и народ там очень соскучившийся по общению. Я со своим напарником стала вроде отдушиной, они были очень благодарны, что смогли выговорится нам. 
Во многих деревнях конечно мы вызывали мягко говоря удивления - надо же, из Питера в такую глушь добрались - говорили все.  
Бабушки и дедушки все благодарили меня за разговор, к ним явно очень редко заходят, говорили, аж на седрце легче стало, настроение поднялось. Очень радовались гостям, приглашали в дом. 
Кстати, в почти во всех деревнях меня впускали в дом сразу, стоило мне только сказать здравствуйте и назвать свое имя. Может, так принято в деревнях, не знаю.  
Очень жалко мне стало одну бабушку. По официальным документам она прописана где-то уж сама не знает где в Москве, но всю жизнь живет в Троице. И когда после пожара все дома восстанавливали, она официально была зачислена в дачницы, потому что прописка московская. И дом ей поставили не как коренным жителям, а просто коробку и ничего больше - без мебели, утвари, просто пустая коробка с крышей. А ведь после пожара у нее только ее халат остался - в чем успела выбежать, то и осталось на ней. Жалко конечно ее. А был, говорит, огромный дом с баней, мебелью.  
К администрации тут тоже не ходят, да оно и понятно - она за 7 километров, в другой деревне находится. Есть тут местный староста, единственный работоспособный мужик в деревне, так он сам все делает - колодец построил, организовывает мужиков. 
“Не пришей рукав” - так характеризуют свою деревню жители. Да, ведь она на таком отшибе, народу мало, дорог нет.  
Очень жаловались мне жители на администрацию, рассказывая на одну историю: они сами собрали, пенсионеры, по 2000 рублей с каждого, за общий счет делали дорогу.  
"А глава района, Липатов который, по телевизору отчитался о том, что дорога сделана, о том, что это он. А о том, что мы сами на последние гроши скинулись, и сами делали все - ни слова, естесственно" - так сказали мне местные жители, увидев нового для деревни человека (меня) и встав вокруг меня кружком, чтобы пообщаться.  
“Только по своим Италиям ездят” - так характеризуют жители власть местную. 
Деревня все в руинах - то там, то здесь - бывшие дома, амбары, от которых остались только стены кирпичные. Сухие деревья после пожаров, опасно нависшие над проводами, производят страшное впечатление - и их даже некому спилить.

Ну что, пока что это все по Рязанской области.  
Завтра едем в Нижний Новгород. Йуху!

Продолжение путешествий тут

путешествия

Previous post Next post
Up