Как я ездила по деревням и селамНачало путешествий тут:
http://saper4ik.livejournal.com/40066.html Картаносово
Деревня Картаносово сгорела очень необычным образом. Половина деревни сгорела - половина нет. Поэтому теперь деревня визуально разделилась на две половинки - одна половинка со старыми и несгоревшими домами, другая - с новыми построенными. Выглядит это конечно очень мозговыносяще.
Жители погоревших домов высказывали искреннее удивление тем, что им полностью восстановили все. Одна жительница разводила руками и говорила, что это стало для нее полной неожиданностью - что то, что говорили и обещали, действительно исполнили.
Поэтому, кстати, погорельцы очень тепло отзываются о Путине и искренне благодарны, а те, кто не погорел, такой любви особой не испытывают.
Это село, так же, как и Криуши, погорело не из-за пожаров, а из-за взрыва трансформаторов. Поэтому пожар стал полной неожиданностью для жителей. Все ждали пламя со стороны лесов, где были пожары, а пришел он с другой стороны. Одна жительница сообщила, что поняла, что горит, только по треску от стен своего дома. Успела только дочь годовалую из люльки вытащить и из дома выбежать.
Из-за того, что деревня относительная большая, о том, как происходило само тушение, ходят разногласия.
Но в общем и целом можно сделать вывод, что пожарной машиной руководили лесничий, сами жители и молодежь, в общем - все тушили.
Говорили о том, что когда пришла помощь, то эта помощь тушила в основном дом гендиректора предприятия Единство, местного богача, а на остальные дома и внимания не обращало. Однако и тут появляются разногласия - другие жители утверждают, что просто у него рядом с домом была пробурена скважина, и пожарная машина "заправлялась" водой именно там.
Так же наблюдаются разногласия в том, насколько пожар повлиял на отношения между жителями. Одни говорят, что пожар сблизил их и сплотил. Те, кто раньше не общался, стали общаться. Другие говорят, что наоборот, люди стали завидовать друг другу. Те, кто не погорел, завидуют тем, кто погорел, и таким образом наблюдается своего рода раскол между теми, кто погорел и кому построили дома, и теми, кто не погорел и остались в своих избушках.
Одно более менее однозначно - во время пожара жители помогали друг другу. И, как и в других деревнях, в основном помогали тушить пожар те, у кого у самих дома уже сгорели.
День четвертый. 26 июля 2011, вторник
Култуки
Вот тут нас застал прикол. Приехали мы в деревню Малахово, стали опрашивать погорельцев, и в ходе разговора выяснились, что все погорельцы села Малахово на самом-то деле из Култуков. То есть народ из сгоревших Култуков переселили в Малахово, аргументируя это тем, что там им газ воду провести легче .
Переехавшие из Култуков в Малахово были немного неадекватны, не понимали вообще о чем речь идет, и расспрашивать их было тяжело, потому что при воспоминаниях о пожарах у них стояли слезы на глазах.
Они говорили мне о том, что, даже несмотря на то, что им построили новые дома, они недовольны тем, что их переселили с их родины, они по ней скучают, а в новом селе чувствуют себя ужасно. Все, как один сказали, что они тут никому не доверяют, а некоторые даже плакали.
Так как оказалось, что мы опрашивали бывших жителей Култуков, в данный момет живущих в Малахово, то нам пришлось поехать и в сами Култуки, чтобы опросить тех немногих, кто там остался.
Что представляют собой Култуки? Заросшая бурьяном деревня, где коренных жителей осталось четыре человека, но воды, ни света, только полуразваленные электропровода из коммуникаций.
Но вот что правда, то правда - природа неописуемо прекрасна.
Довольны жизнью были только те люди, у которых есть дети и внуки растут.
При попытке постучать в избушку, впоследствии оказавшейся избушкой старосты Култуков, на меня выскочили собаки, пытающие в игровой форме меня покусать. Староста пошутил, что они только на красивых девушек бросаются и накормил безумно вкусной черникой.
Староста здесь местный герой, собственноручно выводил жителей своей деревни из под пожаров. Ему так же построили дом в Малахово, но он от него отказался и на свою компенсацию купил себе дом в родных Култуках.
Как оказалось, после пожаров, власти, чтобы сэкономить денег на восстановлениях деревни и вообще не восстанавливать Култуки, сказали всем бабушках, жившим там, что газ и воду в Култуки не проведут, и дома им новые не построют.
"Переезжайте, дескать, в Малахово, там проведут вам газ, воду, и дома построят".
Бабушки поверили и переселились в Малахово. Но а тем, кто стоял на своем и отказался переезжать в Малахово в итого построили-таки новые дома. То есть те бабушки переехали зазря и жутко об этом горюют.
По словам почти всех опрошенных, жители этой деревни жили неимоверно дружно, доверяли друг другу, вместе решали все вопросы, но потом жители разделились в случае с аферой с селом Малаховым, и дальнейшая судьба деревни печальна.
Как утверждает староста Култуков, пожар не просто сблизил односельчан, но и раскрыл их характеры. Выяснилось абсолютно точно, кому можно доверять, а кому - нет. Как говорится, друзья познаются в беде, и после пожара отношения жителей деревни изменились в лучшую сторону.
Култуки с домами непогоревшими - типичная умирающаяся деревня - и ни газа, ни света, ничего.
Кстати, очень многие и в Култуках тоже говорят, что пожары начались от трансформаторов, а не от огня в лесах. Одна жительница рассказывала, как, проезжая мимо деревень, видели эти вспышки трансформаторные. "Наистрашнейшее зрелище, - говорила она. - Как в фильмах ужасов. Везде вспышки и взрывы".
Малахово
По сравнению с селами и деревнями, которые мы посещали в предыдущие дни, село Малахово капитально отличается. Село живое, наполнено жителями, детьми, работают магазины (даже целых два), почта, много домов.
Жители как один утверждают, что то, что село не сгорело - заслуга жителей и в какой-то мере властей.
Жители этого села очень активны, постоянно что-то вместе устраивают, организовывают, пишут письма в администрацию, добиваются улучшений.
Многие опрошенные говорят о том, что пожар сплотил население.
Глава администрации села подвердил эти слова, сказав, что беда была общей и все работали сообща. Однако он отметил ухудшение доверия друг к другу из-за выплаты компенсаций. Кому-то выплатили, кому-то нет, жители, не получившие компенсаций, косо и недоверчиво смотрят на счастливчиков, получивших деньги. Были даже настроения поджигать свои дома для получения компенсации.
Также интересна его мысль о том, что народ стал ленивее. Раньше привыкли все делать своим трудом, а как увидели то, что правительство понастроили дома новые, какая помощь была оказана, и тоже хотят этой помощи - “сложили ручки и ждут”. Увеличилось желание иметь побольше за счет государства.
Но тем не менее, народ общительный, но, как говорит глава села, таким он был и до пожара.
И еще интересный факт в том, что обычные жители, когда просили оценить деятельность вышеописанного главы села, как один ставили ему крайне низкие оценки.
В общем и целом село производит не такое удручающее впечатление, как остальные, однако работы у людей нет, живут в основном за счет помощи приезжающих из городов детей. В тех деревнях, где у жителей нет детей, живущих и работающих в городе, состояние конечно удручающее.
День пятый. 27 июля 2011, среда
Бусаево
В Бусаево мы удачно остановились сразу у здания администрации. Любопытно, что в этом здании базируется и школа, и медпункт, и администрация сразу, видимо, для экономии.
Село Бусаево не сгорело во время пожаров, и угрозы пожаров там тоже не было. Однако, как утверждает глава администрации, жители бегали в соседние села, помогали кто чем, а в самом Бусаево активно опахивали, дабы не подпустить огонь.
На вопрос о том, активно ли население в Бусаево, глава администрации (приятная, простая женщина), скупо ответила, что жители мало собираются.
Гораздо более эмоциональный и содержательный ответ на этот вопрос мы получили случайно - во время нашей беседы ей позвонили по телефону, и она в гневной форме обсуждала с неким таинственным собеседником о том, что люди не собираются, на собрания ходят четыре человека, сами ничего не делают, даже свои дома не убирают, бурьян не выкашивают и какие они ленивые.
Кобылинка
Название деревни затмило саму деревню, если честно, вообще ничего не помню.
Деревня, как и многие другие, растянувшаяся вдоль дороги. По пути мне попадались только дачники, местных жителей осталось мало.
Самая молодая в деревне - женщина 70 лет. Очень толковая, приятная женщина, сказала мне, что живут в деревне дружно, не ссорятся. Ей платят пенсию, она довольна и этим. В отличии от извечной фразы бабушек “ а вот в советское время...” говорит, что раньше жить хуже было.
Образование, кстати, у жителей деревнь, почти нет - все жители дай бог 5 классов закончили. Некоторые жили в лесу, доили коров, не до учебы им было.
Шехмино
Из всех деревень запомнилось больше всего.
Сгоревшая деревня, на месте которой, как и во всех погоревших, построили новые домики. Как и все сгоревшие деревни, Шехмино выглядит очень жарко =) дома стоят на солнцепеке, деревьев нет, дороги пыльные. Идешь от дома к дому по дороге, пыль под ногами месишь, и ни тенечка, ни капельки дождя.
В одном из домов, куда я постучалась, задержалась я надолго. В отличие от типичных домиков, изб, где одиноко живут старушки-пенсионерки, в этом доме сразу была заметна активная жизнь - кто-то сновал из комнаты в комнату, кто-то сидел на кухне пил чай, меня без разговоров сразу накормили, напоили, все что я спрашивала, рассказали.
Я так не хотела уходить из их дома, ведь по жаре устаешь ходить по домам и деревням... но надо было.
В Шехмино народ конечно очень открытый - в следующем доме пенсионер, встретивший меня, соскучившись по общению, умудрился рассказать мне все о своей жизни.
Но больше всего мне запомнились две бабульки хохотушки. Я ничего смешнее, чем дико хохочущая бабушка, в своей жизни не видела. Причиной смеха бабульки была другая бабулька, над которой первая все время смеялась и прикалывалась. А дело было вот в чем - та бабулька, которая серьезная, искренне не понимала и не осознавала, что она живет в той же деревне, которая была до пожаров. То есть ее деревня Шехмино сгорела, на ее месте построили новые домики, и бабулька решила, что ее переселили в новую деревню. Видимо, попытки объяснить ей, что она живет ровно на том же месте, что и год назад, не увенчались успехом, и бабка-хохотушка только махала рукой и смеялась над своей запуташейся во временно-простанственном консилиуме подружке.
А хохочущая бабушка - это ну невероятно смешно. Она при смехе запрокидывает голову назад, открывает рот, а в нем нет зубов, и это безумно смешно. А еще когда после этого вытирает слезы смеха, сдержаться от хохота невозможно.
Но если бабка, не понимавшая, где она живет, на другие бытовые вопросы отвечала адекватно, ее подруга-хохотушка умирала от хохота по любому поводу. Вот если вы можете представить обкурившуюся бабушку, то это как раз то зрелище, которое я видела. Только смешнее.
Любопытно вот еще что. Когда деревня погорела, власти пообещали всем построить новые дома. А так же предложили переселиться в уже готовые квартиры в Рязани. Народ привык не верить обещаниям властей, и поэтому и все побежали поскорей получить квартиры, которые были уже готовы для жилья. Никто не ожидал, что обещания сдержут и действительно построят домики. И теперь те, кто переехал в квартиры, локти кусают от обиды, но ничего не поделаешь - что сделано, то сделано.
Я была в новых домиках, которые построили погорельцам, и что могу сказать, сама бы с удовольствием поменяла бы свою квартиру в Питере на такой домик. Построили шикарно, на мой вгляд - все новое, везде чуть ли ни евро-ремонт, просторные комнаты, новая мебель, все очень красиво сделано.
Интересно, и совсем, скорее всего, очевидно, то, как жители оценивают степень доверия и сплоченности односельчан. Общительные, открытые люди оценивают поведение односельчан как очень дружное и сплоченное. А те, кто живет в одиночку в своих домах, и не так гостеприимно напаиевает меня чаем =)) , говорили и жаловались о том, что каждый живет сам по себе, каждый живет в своем доме и никуда не выходит.
Тут может прослеживаться мысль “хочешь изменить мир - начни с себя”.
День шестой. 28.07.2011
Долгинино
Довольно большое село, погоревших домов мало, и новенькие дома, построенные для погорельцев, стоят на окраине. Однако в отличие от других деревень, где в новых домах кипит жизнь, но если не кипит, то хотя бы жильцы присутствуют, то эти дома выглядят заброшенно - поросли бурьяном и закрыты на замок. Видно, это были дома дачников, или тех, кто прикупил в свое время землю с домиком, но не ездит туда. Таких в селах не любят. Ведь они не жили в этих домах, не поддерживали их, но после пожара им тоже построили новые домики.
Как обычно, люди все бедные, пенсии хватает только за дом заплатить да еды прикупить.
Так как село большое, то дружат тут улицами. И собираются в основном жители одной улицы, гуляют по вечерам. Такое деление не улицы, наверно, только в больших селах присутствует.
Одна пенсионерка жаловалась на власти, на жизнь. Пенсию, говорит, ей платят такую же, как и ее соседу, однако она упорно проработала всю свою жизнь, а сосед пьяница и вор и построянно сидел в тюрьме. А пенсии одинаковые (около 4 тыщ рублей). Ей построили новый домик после пожаров, так она сказала, что ее чуть не убили за это, ходили, косо смотрели, завидовали.
Ну а так, народ доволен, что пожар был - ведь после этого власти им провели водопровод.
Казарь
Деревня построена на берегу Оки. Наличие рядом речки объясняет такое огромное количество дачных застроек, наличие некоего рода элитных двухэтажных вилл, и, соответственно, малое количество коренных жителей.
А в общем и целом - пыльно, жарко, вместо центральной дороги - какая-то яма.
Вообще заметна вот какая особенность - жители деревень очень любят Путина и говорят, что он (некоторые прибавляют “с Медведевым”) пытаются что-то делать, но их законы неправильны выполняются и совсем не контролируются, поэтому жизнь такая тяжелая. Так же прибавляют, что страной-то такой управлять очень тяжело, и дай бог им здоровья управиться со всем этим.
В деревне Казарь все наоборот. Все как один говорят “сволочи, наворовали” абсолютно про все инстанции власти. На вопрос о том, как бы они могли оценить работу глав села, президанта и прочих, самый распространенный ответ - это “а как я могу оценить, сколько они там наворовали”. То есть работа органов власти у них синонимична слово “воровство”. А может просто у всех чувство юмора привито.
Есть предположение, что такое отношение к власти у них из-за наличия в деревне роскошных загородных домов представителей той самой власти, которые сильно контрастируют с избушками местных.
Попался мне там и смешной мужчина на тракторе с гусеничными цепями вместо колес. А трактор-то красный был.
Продолжение
читаем тут