Каждый день в Москве, как и во всем мире, огромное количество людей пользуются общественным транспортом. По разным источникам в городе на долю ОТ приходится от 77% до 88% от всех перевозок пассажиров в городе. Лидером по востребованности бесспорно является метро. Но московское метро не резиновое, в отличии от столицы, и на данный момент оно уже работает практически на пределе своих возможностей. Увеличение количества аварий в подземке за последнее время, как бы недвусмысленно на это намекает. Назревающий кризис пассажирских перевозок в Москве становится очевидным даже чиновникам, которые, как у нас повелось, далеки от проблем простых горожан. Какую же альтернативу найти метрополитену? Основываясь на мировом опыте организации городских транспортных сетей, выходом из сложившейся ситуации может оказаться один из старейших видов городского общественного транспорта - трамвай.
01. Впервые этот вид транспорта появился в США 186 лет назад и приводился в движение тягловыми животными. Чаще всего такими животными были лошади, но в экзотических странах тянуть вагон по рельсам могли и зебры с мулами.
Конка в Англии
02. Более привычный для нашего восприятия метод перемещения вагонов с помощью электричества появился в 1879 году. Первый электрический трамвай создал германский инженер Эрнст Вернер фон Сименс и продемонстрировал на Германской промышленной выставке в Берлине. Трамвайчик Сименса выполнял развлекательную функцию катая людей по выставке.
Успех «игрушки» на выставке воплотился в полноценный трамвайную линию, протяженностью 2,5 км., всего лишь спустя два года.
03. [Патриотическая минутка]В Российской империи идея создания электрического транспорта была не нова. Русские ученные Б. С. Якоби, В. Н. Чикалёв, Д. А. Лочинов и П. Н. Яблочков разработали теоритическую составляющую такого транспорта еще в 1838 году. Изобретатель Федор Аполлонович Пироцкий в 1876 году воплотил теорию в практику. В 1880 году прототип первого русского трамвая смог сдвинутся с места. К сожалению, дальше этих экспериментов дело так и не пошло.
04. Вернемся из Зарубежной Европы в Россию, а точнее в Российскую империю, где 13 июня 1892 года, в городе Киеве, был пущен первый электрический трамвай. Этот проект был осуществлен по заказу государства компанией уже известного нам Эрнста Сименса. В Москве трамвай такого плана появился в 1899 году и сразу же стал активно развиваться вплоть до появления первой ветки метрополитена в 1935 году.
05. Постепенно трамвайный бум стал уходить в прошлое. Троллейбусы, метрополитен и автобусы стали вытеснять рельсовый наземный транспорт и к началу 80-х годов XX века строительство новых трамвайных линий практически остановилось.
06. С развалом СССР ситуация стала еще хуже. Начался планомерный демонтаж линий московского трамвая, отдавая приоритет на дорогах транспорту с колесами.
07. В это время в Москве началось масштабное строительство Третьего транспортного кольца, что стало причиной появления нового и закрытие старого Краснопресненского трамвайного депо. Произошло это из-за разбора трамвайных путей на Беговой улицы, тем самым лишив старое депо связью со своими маршрутами.
08. Чтобы решить возникшую проблему Правительство Москвы постановило построить новое депо в Строгино и дало на выполнение этой задачи кратчайшие сроки. Всего за 2,5 года несанкционированная свалка на месте будущего транспортного предприятия превратилась в самое молодое и современное трамвайное депо в Москве.
09. Хорошо организованное и продуманное депо - один из основных факторов, позволяющих уменьшить расходы и увеличить эффективность современного трамвая. В Строгино для строительства и оснащения был использован зарубежный опыт совместно с передовыми отечественными достижениями. Немалую роль сыграло участие в проекте инженерно-технического персонала Мосгортранса.
10. Сейчас депо обеспечивает выполнение всего цикла системы планово-предупредительного ремонта и обслуживания подвижного состава. К тому же в Строгино реализована система автоматизированного управления технологическим процессом и система управления движением трамваев. Все это сделало новое Краснопресненское депо уникальным в своем роде.
11. Чем же занимается трамвайное депо и почему его роль так важна для эффективности трамвайного движения в столице? Не секрет, что любое транспортное средство нуждается в регулярном обслуживании. Для общественного транспорта требования к состоянию узлов и деталей повышены в разы ради безопасности пассажиров, поэтому в производственном корпусе установлено специальное контрольно-диагностическое оборудование.
12. Тут же проводится и ремонт подвижного состава разного рода: от мелкого до среднего. В более тяжелых случаях трамвай отправляют ремонтироваться на завод.
13. Цех оборудован специальными подъемными устройствами, где можно поднять вагон и добраться до узлов снизу. А для ремонта сверху стоят платформы, с которых удобно залезть во внутренности трамвая на крыше.
14. Сегодня это особенно актуально, если учесть, что у современных низкопольных моделей большинство оборудования располагается сверху. Не удивительно, что именно в этом месте появился французский трамвай «Alstom» и несколько польских трамваев [«PESA»] , которые сейчас проходят испытания на маршруте в режиме «реального боя».
На фотографии низкопольный трехсекционный трамвайный вагон французской компании Alstom.
Кабина Alstom.
15. Помимо большого разнообразия пассажирских вагонов, в депо присутствуют и служебные вагоны. Например, учебные, буксирные вагоны, поливомоечные, вагоны-рельсошлифовщик, крановая платформа, лаборатория контактной сети, тягач жёлобоочистительной тележки и снегоочистители, которые в летнее время подкрашивают, чинят и приводят в порядок к будущей зиме.
16. В этом же производственном корпусе есть отдельное помещение с окрасочно-сушильной камерой, где трамваи красят, чтобы уберечь корпус от коррозийных процессов.
17. Тут же исчезают рисунки малолетних вандалов, которые не удалось отмыть.
18. Ремонт с регулярным техническим обслуживанием очень важен, но и про санитарную обработку в депо не забывают. Независимо от погоды, каждый состав, который был на маршруте, отправляется в отдельностоящее на территории депо здание, где установлен моечно-уборочный комплекс. Там у трамвайных вагонов проходят «водные процедуры»: внешнюю часть трамвая моет автоматическая мойка наподобие автомобильной, но более внушительных размеров
19. Внутри его чистят вручную с помощью специальных пылесосов и минимоек.
20. Кроме поддержки вагонов в работоспособном состоянии, в трамвайном депо осуществляется и контроль маршрутов. Для этого выделена башня на одном из корпусов, в которой находится диспетчерская. Внешне она походит на те, что стоят в аэропорту, но отличается она значительно меньшим количеством оборудования. Для ее работы достаточно пары компьютеров с установленным на них специальным программным обеспечением и связью с составами на маршрутах.
21. Не забыли в депо и о тех кто управляет трамваями - водителях. Все понимают, что работа у них связанна со стрессом, то на пути кто-нибудь выскочит, то припаркует свою иномарку по ходу движения трамвая и пойдет тратить деньги в ближайшем ТЦ. Как бы иногда не хотелось, но таранить металлические повозки водителю строжайше запрещено. Поэтому в депо есть специальная комната отдыха с большим телевизором, где можно отвлечься от работы.
22. Всего на данном предприятии работает больше 800 человек, из которых почти половина это водители. Депо обслуживает 9 маршрутов на территории Северного и Северо-Западного административного округа столицы и имеет на ходу 210 подвижных составов. В ближайшем будущем почти половину всех вагонов в депо заменят новыми моделями трамвая «PESA», что говорит о том, что Правительство Москвы обратило свое внимание на развитие трамвайных линий.
Будет ли это начало ренессанса трамвайного движения в Москве или опять из хорошей идеи ничего не выйдет из-за недостаточного планирования - пока неизвестно, но как говорится: «Поживем-увидим».
Это первый легальный репортаж в моем журнале, надеюсь он понравился.
P.S. Огромное спасибо за вчерашние поздравления, было очень приятно!