В этом году Пасха выпадает на 12 апреля - Светлое Христово Воскресение. Многие привыкли считать этот праздник христианским, не задумываясь о его происхождении. Но ведь его празднуют не только верующие в Христа, но и евреи. Почему же Христово Воскресение именуют еврейским словом "Пасха"?
Историко-символическая основа еврейской Пасхи - эпические события книги Исход. В ней говорится о четырехвековом рабстве еврейского народа в египетских землях. Пророк Моисей обрушил за это на страну девять наказаний, но лишь десятое смогло смягчить сердце и душу фараона. Этим наказанием стало поражение египетских первенцев, вслед за которым и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершают первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца (ягненка или козленка) помазывает его кровью дверные косяки (Исх.12:11), а само запечённое на огне животное съедается, но так, чтобы не были сломаны его кости.
«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня. А Я в эту самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я - Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь; и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх.12:11-13).
В ночь первого весеннего полнолуния во 2-й половине XIII века до Рождества Христова совершился исход израильтян из Египта, ставший важнейшим событием ветхозаветной истории. А Пасха, совпавшая с избавлением, стала ежегодным праздником - воспоминанием об исходе. Само же название «Пасха» (евр. песах - «прохождение», «пощада») указывает на тот драматический момент («десятую казнь»), когда поражавший Египет ангел Господень, видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх.12:13).
У христиан Пасха связана не с именем пророка Моисея, а с Божим Помазанником из рода царя Давида - Мессия, или, по-гречески, - Христос. Этим именем назывались все библейские цари. Христос, явившийся для освобождения от духовного "рабства египетского", принимает участие в иудейской «Пасхе ожидания», упраздняя её исполнением Божественного замысла.
Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он Сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда. Христос учреждает новую пасхальную трапезу - таинство Евхаристии - и говорит ученикам о Своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в котором Он - Новый Агнец, закланный «от создания мира». Вскоре Он спустится в мрачный Шеол (Аид) и вместе со всеми ожидавшими Его там людьми совершит великий Исход из царства смерти в сияющее Царство Своего Отца.
«Пасха наша - принесённый в жертву Христос», - говорит апостол Павел (1 Кор.5:7). Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного замысла о восстановлении падшего («ветхого») человека в его первоначальном, «райском», достоинстве - его спасение. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха - из-за дарования вечной жизни всем людям», - так лаконично определяет соотношение этих двух торжеств Ветхого и Нового Завета святой Иоанн Златоуст.
Перед Пасхой соблюдается Великий пост (в 2015 году - с 23 февраля по 11 апреля). А на праздник (12 апреля) к столу подают пасхальные куличи и крашеные яйца.
В первом выпуске журнала Прованс представлен
рецепт Пасхального кулича без дрожжей от
Татьяны Бронер: