Ехала я в субботу из Киева в Херсон, взяла в дорогу книжку почитать. Аннотация обещала легкий захватывающий детектив в археологическом антураже.
Ну, сам текст слабый, персонажи то выпрыгивают из ниоткуда, то пропадают в никуда, то творят непонятно что, а заявленный опытный шведский археолог почему-то на эмоциях переходит на английский (Google Translate поломался, да?) и ведёт себя как типичный комический иностранец из дешевых комедий. И детективные ключики появляются внезапно, чтобы их сразу же забыли.
Но вот дальше я вижу, что в описании быта археологической экспедиции и прочих профессиональных реалий в эту книжку цельнотянуты куски другой книжки, и более того, я точно знаю, какой именно. Просто целыми абзацами скопированы и даже не перефразированы. Более того, в одном месте сноска стоит - и внизу «пояснение», представляющее собой другой кусок из книги, естественно, без указания источника.
Иду я посмотреть, что ж это за талантливая писательница такая, читаю:
«На литературное творчество Марии Очаковской повлиял ее многогранный талант. Автор владеет рядом иностранных языков, великолепно разбирается в искусстве, получила прекрасное образование. Эрудицию писательницы гармонично дополняет литературный талант…»
--------------------------------
Upd. Я соврала, предложения местами таки поменяли. Ну и для иллюстрации.
Оригинал - "Возвращенное имя", 1986 год:
[Spoiler (click to open)]- Я знаю семь заповедей археолога. - И тут же стал быстро перечислять: - Орудие археолога - лопата; лучший друг археолога - пожар; мечта археолога - могила; клад археолога - помойка… - Хватит! - прервал его изумленный Миша. - Как вас зовут и откуда вы это знаете? - Зовут Ростиком, - быстро ответил мальчик, - а знаю из занятий школьного археологического кружка. Вот так номер! Ведь эти шуточные семь заповедей археолога мы сами придумали и очень ими гордились. «Лучший друг археолога - пожар». Да. При пожаре деревянные вещи, зерна обугливаются, не поддаются гниению и потому сохраняются веками. «Мечта археолога - могила». В древности люди клали вместе с умершими в могилу сосуды с пищей и питьем, инструменты, украшения - все, что должно было пригодиться покойнику на пути в «потусторонний мир». В могильных ямах эти вещи и сосуды иногда много столетий или даже тысячелетий сохранялись целыми. «Клад археолога - помойка». В мусорные ямы бросали сломанные, старые вещи: скажем, горшок, у которого отбилось дно. Для употребления этот горшок был уже негоден, а вот археологу очень легко склеить дно и тулово горшка, полностью восстановить его форму. Это не то что при раскопках поселения, где чаще всего находятся мелкие обломки, да еще разбросанные на большом расстоянии друг от друга и на разных глубинах.
Эрудированная талантливая писательница, "Проклятие Византии и монета императора Константина", 2016 год:
[Spoiler (click to open)]Еще в «Лопатах», когда они только познакомились, он лихо отрапортовал Маше, что знает все семь заповедей археолога[18]:
[Spoiler (click to open)]У меня на раскопе все еще не встречалось никаких сооружений, но зато открылись остатки древнего могильника. В те времена умерших уже не сжигали на кострах и в могилы к ним уже не клали вместе с прахом утварь, инструменты, украшения и еду, как во времена язычества. Христианская церковь требовала, чтобы умерших хоронили не сжигая, без всяких вещей. Это большой удар для археологов. Ведь вещи в могилах, как правило, сохранялись веками, и каким ценным источником знаний для изучения древней материальной культуры служит каждая могила язычника! Но жители нашего города, несмотря на то что Русь уже давно приняла христианство, на наше счастье, продолжали кое в чем придерживаться старых обычаев.
Раскопки небольших средневековых деревенских курганов - дело нехитрое, но очень интересное. При похоронах покойников клали обычно прямо на землю или на дно небольшой ямы, на спину, в вытянутом положении, с запада на восток. У христианских народов это связано с таким поверьем: когда придет мессия, а он появится с востока, откуда восходит солнце, мертвые восстанут из могилы. Вот их и клали в таком положении, чтобы они восстали без излишних затруднений прямо навстречу спасителю.
Эрудированная талантливая писательница:
[Spoiler (click to open)]В древности на похоронах покойников клали обычно прямо на землю, на дно небольшой ямы в вытянутом положении. Если трупоположение (термин не симпатичный, но в среде археологов расхожий), как в их случае, было на спине, головой на запад, ногами на восток, значит, захоронение проводилось по христианскому обряду, согласно которому мертвые восстанут из могил навстречу Мессии. А Мессия появится с востока, откуда восходит солнце. Маша сразу немного расстроилась. Дело в том, что христианская церковь требовала, чтобы в могилах с покойниками не было никаких предметов. А ведь это ценнейший источник информации! Поэтому Мария Геннадьевна, как и все археологи, недолюбливала этот христианский обряд.
Оригинал:
[Spoiler (click to open)]У бедра его лежал нож, кремень, у правого плеча - несколько железных ромбовидных наконечников стрел, на бедрах - овальные медные бляшки, каждая с двумя шпеньками. Ясно, что бляшки набивались на кожаный пояс. Ура! Значит, это все-таки воин, и воин, вовсе не погибший на чужбине!
Эрудированная талантливая писательница:
[Spoiler (click to open)]Вслед за мечом, как по мановению волшебной палочки, стали открываться и другие предметы: у левого плеча скелета лежал нож и несколько ромбовидных наконечников стрел, на бедрах - овальные блестящие бляшки - они набивались на кожаный пояс, который особенно ценился викингами.
Оригинал:
[Spoiler (click to open)]Это своеобразный поединок мертвого и живого. Вот он лежит перед тобой - скелет давно умершего, безвестного человека. Он нем, нем уже многие сотни лет. Но ты должен заставить его заговорить, рассказать о себе: кто он, когда жил, кем был, сколько ему было лет, когда и отчего умер, мужчина он или женщина
Эрудированная талантливая писательница:
[Spoiler (click to open)]Дмитрий Сергеевич вытер пот, кативший с него градом, и, пробормотав что-то неразборчивое, застыл, словно ожидая ответа. Со стороны казалось, что он ведет беседу. Да это и был диалог между живым и мертвым. Один спрашивал: Кто ты? Сколько тебе лет? Когда и отчего ты умер? Ты мужчина или женщина?