После длительного перерыва возвращаюсь к теме Сан Франческо. Свой предыдущий пост о Порциюнколе я написала в конце июля. За это время я снова побывала в Ассизи, проштудировала монографию Gerhard Ruf “Giotto in Assisi” и изучила все доступные Интернет ресурсы. И все равно очень трудно мне даются посты о Сан Франческо. Во-первых, святой Франциск является одним из самых почитаемых святых в католической церкви. В Италии он стоит на втором месте после Христа, являясь святым покровителем страны. Во-вторых, в России существует давняя францисканская традиция еще с дореволюционных времен, имеется большой пласт философской и искусствоведческой литературы. В конце поста я приведу ссылки на наиболее интересные ресурсы. Хочу здесь отметить, что существуют некоторые расхождения в трактовке личности Сан Франческо и его иконографии в базилике Ассизи между русскими и итальянскими источниками. Чтобы не вступать в полемику и не повторять уже написанного, я буду основываться на литературе, изданной францисканским орденом. Третья причина - чисто техническая. В базилике Сан Франческо строго-настрого запрещено фотографировать, и сейчас мне трудно восстановить в памяти точный порядок нашего посещения базилики. Я не веду записей (хотя надо было бы) потому, что когда я рассматриваю свои фотографии, я сразу живо вспоминаю не только запечатленное место, но и свои мысли и эмоции в тот момент.
От базилики Santa Maria degli Angeli мы доехали до базилики Сан Франческо Ассизского. Казалось, что весь автобус едет поклониться Сан Франческо. Автобус остановился совсем рядом с монастырским комплексом, и все дружно направились к воротам, а мы с другом задержались на смотровой площадке. Еще до поездки в Ассизи я видела прекрасные фотографии базилики и, казалось, была готова к ее посещению. Когда я увидела ее воочию, у меня захватило дух! Белокаменная громада базилики расположилась на склоне холма, как средневековая крепость. Однако в отличие от крепости, она была распахнута для посетителей. Огромный двор базилики был заполнен паломниками и туристами. Это первое впечатление, как любовь с первого взгляда, я сохраню на всю жизнь. Мы долго не могли налюбоваться фотогеничной базиликой. Мой друг снимал на кинокамеру, а я делала фото в разных ракурсах. Далеко внизу на равнине была видна, как игрушечная Santa Maria degli Angeli. А прямо перед нами были старинные ворота, ведущие в город Ассизи.
Базилика Сан Франческо Ассизского
Базилика смотрится удивительно кинематографично, и я преклоняюсь перед архитектурным гением брата Илии да Кортона, который был автором этого колоссального проекта. Хотя базилика находится у подножия города Ассизи, она доминирует над местностью. Когда проезжаешь по дороге, ведущей в Перуджу, белокаменную красавицу видно издалека потому, что старинные дома Ассизи построены из местного светлого камня и почти сливаются с горой. Однако не сами францисканцы выбрали это место, а оно было подарено им местным жителем Симоне ди Пуччарелло. Раньше этот место имело дурную славу и называлось Colle d'Inferno (холм Ада) потому, что там казнили преступников. После строительства базилики холм был переименован в Colle di Paradiso (холм Рая).
Илия да Кортона, который занимал высшую административную должность во францисканском ордене еще при жизни Сан Франческо, был не только вдохновителем проекта, но и автором архитектурного замысла. Он гениально обратил существенные недостатки неровной гористой местности в неоспоримые достоинства. В этом ему помог опыт строительства погребальных сооружений для крестоносцев в Сирии. Оригинальность конструкции заключается в том, что она состоит из двух церквей, расположенных на разных уровнях. Нижняя церковь, Chiesa Inferiore, скрыта в толще холма и за стенами монастыря. Лишь ее южный портал, выходящий на площадь, выходит из-под земли. Над холмом возвышается только Верхняя церковь, Chiesa Superiore, живописно обрамленная монастырскими стенами с бесчисленными арочными окнами.
Благодаря административным талантам брата Илии двухуровневый комплекс был построен в рекордно короткие сроки. Сан Франческо умер 3 октября 1226 года. Канонизация святого произошла 16 июля 1228 года, а уже на следующий день папа Григорий IX заложил первый камень в фундамент базилики. Нижняя церковь была завершена менее чем за два года (25 мая 1230 года). Прах святого, который был захоронен в монастыре Святого Георгия (ныне базилика Санта Клары), был погребен в обстановке большой секретности под главным алтарем новой базилики. Эти меры предпринимались для того, чтобы охотники за реликвиями не похитили отдельные части мощей. Кроме того в средние века в случае захвата города неприятелем, победитель уносил с собой мощи святых как ценный военный трофей.
Паломничество в Базилику
Мы спустились со смотровой площадки во двор базилики и влились в многоязычную толпу паломников. Здесь были шумные туристические группы, индивидуальные путешественники и богомольные паломники. Особенно много было католических монахинь в одинаковых платьях, и оживленных, как школьницы на экскурсии. Атмосфера была очень дружелюбная и праздничная. Мы чувствовали себя желанными гостями у Сан Франческо.
Вход в базилику Сан Франческо
В базилику ведут две резные двери под красивым порталом со стрельчатой аркой и ажурным окном розеткой. Мы вошли в эти приветливо распахнутые двери … и оказались в густом полумраке. Признаюсь честно, я была ошеломлена. Только после того, как глаза привыкли к резкому переходу из залитого солнечным светом двора в темноту, я стала различать контуры базилики. Однако я все равно оставалась в каком-то полутрансе. Огромное темное пространство, хаотически движущиеся толпы людей и скупо освещенные капеллы вдоль стен. Где-то в самом конце брезжил слабый свет. Дело в том, что по замыслу создателей базилики, Нижняя церковь должна была служить гробницей Сан Франческо, поэтому она построена по образу и подобию раннехристианского храма или древнеримской крипты. Внутреннее пространство такого храма имитирует пещеру, в которой погребли распятого Христа и из которой он воскрес. И потому это пространство сумрачно и приземисто.
Первоначально Нижняя церковь имела простую планировку в виде латинского креста, однако, вскоре после ее строительства представители высшего духовенства начали создавать капеллы, посвященные наиболее почитаемым святым. Наряду с этим знатные (и богатые) семейства Ассизи стали обращаться к францисканцам с просьбой о создании семейных усыпальниц. В результате пристройки все новых капелл планировка нижней церкви все более усложнялась, а главное - уничтожались первоначальные настенные росписи, когда прорубались входы в капеллы. В то же время капеллы украшались новыми шедеврами живописи, фресками и витражами. В настоящее время в нижней базилике насчитывается 11 капелл.
Планировка базиликиМы начали свой путь, двигаясь зигзагом от стены к стене, заходя в капеллы. Я пыталась сориентироваться при помощи большого иллюстрированного путеводителя и настенных табличек с пояснениями, хотя это было очень не легко. Почти сразу же, слева от входа, мы увидели самую красивую капеллу - Святого Мартина Турского. Она выполнена в готическом стиле с великолепными стрельчатыми витражами.
Витражи капеллы Святого Мартина Турского Художник Симоне Мартини создал 10 фресок с житием Святого Мартина в 1317-1319 годах. Самое большое впечатление на меня произвел чудесный парный портрет Святой Клары и Святой Елизаветы Венгерской.
Святая Клара и Святая Елизавета ВенгерскаяРосписи трансепта являются великолепным воплощением благородного соперничества двух наиболее знаменитых художественных школ XIV века - флорентийской и сиенской. Первая школа представлена Джотто и его учениками, а сиенская школа - Пьетро Лоренцетти и Симоне Мартини.
Пьетро Лоренцетти. Мадонна с младенцем, Сан Франческо и Иоанн ЕвангелистВ левом крыле трансепта находится цикл фресок Страстей Христовых Пьетро Лоренцетти, которые считаются лучшими его работами. В капелле Иоанна Крестителя Лоренцетти написал невыразимо прекрасную фреску Мадонна с младенцем, Сан Франческо и Иоанном Евангелистом. Мадонна, одетая в темно-синее с бирюзой одеяние, указывает младенцу Иисусу на Сан Франческо. Меня поразило, как тонко художник передал интимность отношений между матерью и ребенком. Их взгляды буквально тонут друг в друге. В то же время Сан Франческо и Иоанн с не меньшей интенсивностью смотрят на Мадонну и младенца. И еще мне понравилось почти ренессансное сходство между всеми действующими лицами, особенно, их прекрасные удлиненные глаза. Эта фреска получила поэтичное название Madonna dei Tramonti или Мадонна закатов потому, что в час заката на нее падает последний солнечный луч.
Крестовый свод абсиды В парусах крестового свода абсиды изображены четыре аллегорические сцены Бедности, Целомудрия, Послушания и триумфа Сан Франческо. Каждая фреска обрамлена растительным орнаментом с медальонами, в которых изображены ангелы. Эти прославленные фрески традиционно приписываются Джотто и ученикам. Наиболее значимыми являются две зеркально расположенные сцены. В парусе, который направлен в сторону нефа, изображена символическая свадьба Сан Франческо со святой Бедностью. Невеста, которая находится в центре сцены, одета в лохмотья, и ее лицо несет на себе печать лишений и страданий. Она стоит босыми ногами на колючем кустарнике, но над ее головой цветут розы. Сан Франческо благоговейно надевает ей на палец обручальное кольцо. Свадьбу освящает своим присутствием Иисус Христос, который соединяет руки брачующихся, и сочувственно-испытующе смотрит на жениха.
Аллегории Сан Франческо В парусе, расположенном со стороны алтаря, изображен Апофеоз Сан Франческо. Святой с лучистым ореолом над головой и одетый в расшитые золотом одежды восседает на троне, покрытом красной мантией. В правой руке он держит крест, а в левой руке книгу. Он окружен сонмом ангелов с лилиями и золотыми трубами.
После посещения Ассизи, и особенно после изучения жизнеописаний Сан Франческо, меня постоянно мучает вопрос, как бы отнесся Святой к своей роскошной погребальной базилике?! С одной стороны, я совершенно уверена в том, что он никогда не позволил бы этого, поскольку такая роскошь противоречит его принципам евангельской бедности. Перед самой смертью он попросил снять с себя всю одежду и положить на землю, чтобы уйти из этого мира таким же нагим, каким пришел в него. Известно, что самые первые его сподвижники были против такого пышного погребения. С другой стороны, я просто счастлива, что существует такой великолепный мемориал, художественным сокровищам которого позавидует любой музей. Видимо личности такого масштаба после своей смерти становятся достоянием всего человечества.
Чимабуэ. Мадонна с ангелами и Сан ФранческоВ свете этих размышлений мне гораздо ближе и милее, чем официозный апофеоз, изображение Сан Франческо на фреске Чимабуэ «Maesta», так итальянцы называют Мадонну во Славе. Мадонна в простых одеждах сидит на троне с младенцем Христом на руках. Она слегка наклонила голову к младенцу и очень трогательным жестом поддерживает его босую ножку. Четыре крылатых ангела окружили трон, нежно касаясь его. Эта композиция является совершенно законченной и симметричной. С левой стороны от трона, но совершенно отдельно от этой небесной группы, смиренно стоит Сан Франческо. Он одет в свою привычную мешковатую коричневую рясу, подпоясанную веревкой. На его руках и босых ногах видны стигматы, а голова окружена небольшим ореолом. Создается впечатление, что это две разные картины. С одной стороны, группа Мадонны с ангелами в золотом сиянии, которые вроде бы и не замечают Святого. С другой стороны, сам Сан Франческо кротко смотрит не в их сторону, а на зрителя. Существовало даже мнение, что фигура Святого была дорисована позже, хотя она вписана в одну и ту же орнаментальную раму. Видимо, художник хотел подчеркнуть скромность Сан Франческо. По сложившейся традиции считается, что этот портрет является наиболее правдивым изображением Сан Франческо.
Под главным алтарем Нижней церкви находится крипта, где захоронен Сан Франческо. Как я уже писала ранее, его мощи были перенесены в церковь и захоронены под алтарем сразу же после окончания строительства. Самое интересное заключается в том, что о них постепенно забыли потому, что подземный ход в гробницу был замурован. Только в 1818 году, с благословения папы римского, монахи Сакро Конвенто произвели раскопки под алтарем Нижней церкви, чтобы проверить истинность передаваемой из уст в уста легенды, и обнаружили подземный ход, ведущий в крипту. В 1820 году было официально подтверждено, что в гробнице захоронен Сан Франческо. По распоряжению папы Пия IX крипта была реконструирована и открыта для посещения. Прогресс дошел до того, что теперь в крипте установлена
вебкамера, и вы можете виртуально посетить гробницу. В крипту можно спуститься по лестнице, которая находится за главным алтарем. Гробница довольно скромная, в духе Сан Франческо. Очень многие люди стоят на коленях у алтаря и тихо молятся. Атмосфера очень благоговейная и благостная.
После посещения крипты мы поднялись по лестнице в Верхнюю церковь, но это уже другая история…
В заключение напомню, что Базилика Сан Франческо Ассизского является одной из шести великих базилик (basilica major) Католической церкви. Базилика и прилегающий к ней монастырь Сакро Конвенто в Ассизи внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Предыдущие посты о Сан Франческо
Аскеза и харизма Сан Франческо д’Ассизи Базилика Santa Maria degli Angeli в Ассизи В начале была Порциюнкола Рождественская мистерия Святого Франциска Интересные Интернет-ресурсы
Церковь Сан-Франческо в Ассизи. Википедия Святой Франциск Ассизский на замечательном искусствоведческом сайте Александра МайкапараЖизнь Святого Франциска