Третье чудо Ланчано

Nov 05, 2010 10:08

Ланчано - поистине город чудес. После посещения церкви Святого Франциска, где находится Евхаристическое чудо (Miracolo Eucaristico), и кафедрального собора, где хранится чудесно обретенный образ Мадонны Дель Понте, мы с моими друзьями направились на поиски третьего чуда Ланчано. Я имею в виду церковь Санта Мария Маджоре, которая является подлинным архитектурным шедевром. Как и Базилика Мадонны дель Понте, эта церковь неоднократно подвергалась серьезным перестройкам. Так, что ее современный архитектурный облик является результатом непрерывной работы по ее совершенствованию, которая проходила с перерывами на протяжении восьми веков. Однако в отличие от мрачного эклектизма Базилики здесь произошло не смешение, а органичный синтез стилей, в результате которого получилось удивительно гармоничное архитектурное произведение.

Дорога к храму была достаточно извилистой, хотя, судя по карте, мы должны были идти строго по прямой. Здесь мы столкнулись с забавной особенностью топонимики Ланчано. От главных широких и прямых улиц отходили лучики переулков. Когда мы спросили пожилую синьору, как пройти к церкви Санта Мария Маджоре, она сказала: идите прямо, потом сверните в Викото. Мы посмотрели на карту, но не нашли его. Она была так любезна, что проводила нас до угла и показала, где мы должны были свернуть. Когда мы дошли до указанного переулка, и прочитали его название «Vico Otto» (Восьмой переулок), то поняли, что означает это таинственное «Викото». Потом мы встретили еще с десяток таких «пронумерованных» переулков.

К нашему глубочайшему разочарованию, когда мы, наконец, дошли до церкви, она была закрыта. Надо сказать, что мы предвидели подобный исход потому, что в Италии церкви обычно закрываются на время сиесты. Но все-таки мы надеялись, что нам повезет потому, что мне встречались счастливые исключения. Но не в этот раз. Как всегда в таких случаях, я утешила себя тем, что есть повод еще раз приехать в этот прекрасный город.


Церковь Санта Мария Маджоре в Ланчано

Делать нечего, мы ограничились тем, что обошли  церковь кругом. Даже снаружи она производила неординарное впечатление. Мне еще не доводилось видеть церковь с двумя прекрасными порталами на одном фасаде и, главное, с двумя чудесными окнами-розетками. Невозможно было оторвать глаз от каменного кружева главного  портала. Исключительно богатый декор был настолько искусно сбалансирован, что не производил впечатления излишней пышности. Мне хотелось до бесконечности рассматривать каждую архитектурную деталь, каждый скульптурный орнамент.


Портал церкви Санта Мария Маджоре

В роскошной арочной раме неожиданно аскетично смотрится барельеф, изображающий Христа, распятого на кресте, с коленопреклоненными фигурами Святой Марии и Иоанна Крестителя. Подобный контраст еще больше оттеняет динамичную фигуру Христа, олицетворяющую крестную муку.


Фрагмент портала церкви Санта Мария Маджоре

Я испытываю большую слабость к готическим окнам-розеткам и ренессансным арочным окнам. Особенно мне нравятся двойные и тройные арочные окна, которые называются bifora или trifora (в зависимости от числа проемов). По обе стороны главного портала расположены изящные бифоры. А над боковым порталом находится прелестный ансамбль, состоящий из окна-розетки и двух арочных окон, декор последних деликатно  повторяет орнамент розетки. Я пишу «деликатно» потому, что окна украшены только одной деталью орнамента, причем разной для каждого окна.


Окна церкви Санта Мария Маджоре

Строительство церкви в романском стиле началось в 1180 году на месте античного храма, который был посвящен языческому богу Аполлону. Первоначально главный фасад имел маленький портик, выходивший на улицу Гарибальди. Одновременно была построена колокольня с четырьмя уровнями, разделенными карнизами с изящными романскими трифорами. В результате серьезной перестройки, предпринятой в 1227 году, церковь приобрела бургундско-цистерцианский архитектурный облик, очень редко встречающийся в Абруццо. Над входом был надстроен портик с большой стрельчатой аркой.

В 1317 году в соответствии с проектом архитектора Франческо Петрини был создан грандиозный портал, выходящий на площадь Санта Мария Маджоре. Дата создания портала и подпись Петрини и сейчас видны в полукруглом люнете, где расположена скульптурная группа, изображающая распятие Христа. В результате вход в храм был переориентирован на 180°.

При создании портала Петрини искусно использовал пространство между двумя романскими контрфорсами. При этом портал выступает за пределы пилонов. Колонны и арки стрельчатого портала исключительно богато декорированы с использованием различных мотивов. Верхний тимпан украшен скульптурой агнца, как символа жертвоприношения. Окно-розетка, являющееся символом Рая, богато украшено растительными мотивами с гирляндами, ниспадающими по бокам и завершающимися двумя фантастическими фигурами.

Сегодня церкви Санта Мария Маджоре практически возвращен ее первоначальный бургундско-цистерцианский архитектурный облик. В пресбитерии церкви хранятся большой серебряный крест, выполненный в позднеготическом стиле знаменитым абруццианским златокузнецом Николой да Гурдиагреле (Nicola da Guardiagrele) и полукруглый триптих работы Джероламо Галицци да Сантакроче (Gerolamo Galizzi da Santacroce).

Я нашла на сайте http://www.ipcdegiorgio.it/ очень интересное описание элементов архитектурного стиля церкви Санта Мария Маджоре. Привожу краткое изложение.

От романского периода остались портик бывшего входа с двумя маленькими боковыми капеллами, к которому в 1227 году были добавлены стрельчатые арки. К романскому периоду относятся абсида, крипта и аркатуры, увенчивающие главный и правый нефы. Романско-ломбардская колокольня была завершена в 1331 году уже в готическом стиле.

Самые значительные изменения относятся к готическому периоду, когда были созданы поперечные пролеты, разделяющие каждый неф и крестообразные пилястры, которые принимают на себя тяжесть сводов. Когда в XIV веке был сделан новый фасад, большой квадратный пресбитерий стал использоваться, как вестибюль, а главный алтарь был перенесен на противоположную сторону.

Большое окно-розетка на заднем плане и дверь, расположенная за главным алтарем, относятся к более позднему периоду строительства. В XIV веке церковь подверглась новой перестройке, в результате которой произошло увеличение площади и изменение структуры церкви. Здание было расширено вправо от большого портала. Здесь был выстроен простой стрельчатый портал с бифорами, симметрично расположенными по обеим сторонам. Большое окно-розетка с растительными мотивами, расположенное над порталом, относится к переходному периоду от эпохи готики к Возрождению.
Previous post Next post
Up