Мадонна на мосту (Madonna del Ponte)

Oct 29, 2010 11:07

Мы начали знакомство с городом Ланчано с посещения кафедрального собора Basilica Madonna del Ponte. К счастью, он находится в центре города, в отличие от кафедрального собора города Пенне, и мы нашли его без особых приключений. Название базилики, которое переводится «Мадонна на мосту», в буквальном смысле отражает ее расположение. Базилика является уникальным в своем роде сооружением потому, что воздвигнута над тремя арочными пролетами древнего римского моста. Этот мост был построен еще в III веке и назван в честь императора Диоклетиана.


Базилика Madonna del Ponte в Ланчано

Икона Madonna del Ponte была чудесным образом обретена в 1088 году. Когда проводился ремонт моста, пострадавшего во время сильного землетрясения, в одном из пилонов было найдено изображение Мадонны с младенцем, которую с тех пор стали называть Madonna del Ponte. Предполагается, что его замуровали там еще в VIII веке, чтобы спрятать от уничтожения во время кампании иконоборчества, развернутой в 717-741 годах императором Леоном Изауриком (Leone Isaurico). Я пишу так неопределенно «изображение» потому, что существуют разные версии того, что именно было найдено. Легенда гласит, что была найдена терракотовая статуя Мадонны с младенцем, которая теперь хранится в базилике. Однако в 1762-1775 гг. местный историк Антинори выдвинул и обосновал гипотезу о том, что на мосту была найдена старая византийская икона Мадонны с младенцем, которая в 1442 году послужила моделью для статуи, о чем свидетельствует надпись на самой скульптуре. Если эта гипотеза верна, тогда не понятно, где сейчас хранится найденная на мосту икона?!

Первоначально на этом месте была построена капелла Madonna delle Grazie, а в 1138 году был возведен маленький храм. В 1378 году жители Ланчано обратились к властям с просьбой построить большую церковь, которая занимала бы весь мост. Уже в 1379 году началось строительство нового храма, которое продолжалось с перерывами до конца XV века. На протяжении веков здание постоянно перестраивалось и расширялось. В 1545 году сюда был перенесен епископский престол, и церковь была возведена в ранг кафедрального собора.

Нынешнее здание базилики построено в 1619 году. В начале XVII века была возведена колокольня по проекту Томмазо ди Милано. Интересная особенность заключается в том, что она расположена в некотором отдалении от собора и одновременно служит городской часовой башней.


Кафедральный собор и колокольня

В 1685 году была осуществлена коренная реорганизация внутреннего пространства храма, направленная на исправление (вернее, маскировку) его неудачных пропорций. Дело в том, что высота здания не соответствовала его огромным размерам. Для этого были заказаны «пространственные» картины художнику Антонио-Мария Порано. По инициативе архиепископа Джакомо Лето в 1757 году на месте алтаря, украшенного лепниной, была устроена капелла Мадонны дель Понте.

Очередное крупное переустройство внутреннего убранства базилики было предпринято в 1785-1787 годах. Интерьер церкви был оформлен в классическом стиле с элементами барокко. В начале XIX века базилика подверглась полной реконструкции в соответствии с проектом Эудженио Миккителли. В 1819 году был построен новый неоклассический фасад с портиком и колоннами.

Я так подробно описываю историю создания и реконструкции потому, что современное здание и интерьер базилики производят довольно неоднозначное впечатление. Для того чтобы в полной мере оценить ее своеобразное эклектическое великолепие, нужно понимать, что оно является результатом многовековых усилий архитекторов, инженеров, скульпторов и художников.


Интерьер кафедрального собора

Признаться, внутреннее убранство базилики с колоннами из темного мрамора производит, хоть и сильное, но несколько мрачное впечатление. Когда входишь под ее своды, испытываешь чувство некоторой подавленности и собственной малости. Огромное монотонное пространство единственного нефа подчиняется ритму 24 коринфских колонн  из темного мрамора. Колонны поддерживают своды потолка с фресками неаполитанского художника Гиацинто Диано (1730-1803 гг.), изображающими сцены из Ветхого завета. В нишах между колоннами расположены шесть боковых алтарей и капеллы со статуями святых, выполненные в классическом стиле.


Плафон с фреской Гиацинто Диано

Строгий классический интерьер собора сочетается с барочными эффектами светотени. Собор освещается светом, струящимся из окон, расположенных в куполе. В пресвитерии находится ниша с терракотовой статуей Мадонны дель Понте. На нее падает свет из «ока», круглого окна, расположенного в куполе над алтарем. Создается потрясающий эффект золотого свечения статуи на фоне полумрака, в который погружена громада собора.


Алтарь базилики Мадонны дель Понте

По сути дела статуя Мадонны является мощным центром притяжения потому, что когда человек попадает из солнечного света в полумрак, он невольно стремится к единственному источнику света. В сентябре 1833 года епископ Ланчано увенчал статую Мадонны золотой короной, что является предметом особой гордости местных жителей.


Святой престол, элемент декора

В алтаре также обращает на себя внимание святой престол из цветного мрамора с резьбой, выполненной в стиле позднего барокко. Неожиданно нарядно смотрится беломраморная купель с резвящимся дельфином, который почти выпрыгнул из чаши.


Купель, элемент декора

Мадонна на мосту является святой покровительницей Ланчано. Начиная с 1834 года, в городе традиционно устраиваются сентябрьские праздники, посвященные Мадонне. Празднества начинается 8 сентября в день Рождества Мадонны, и достигают своей кульминации 14-16 сентября в память о дне инкоронации Мадонны дель Понте. 8 сентября проходит красочное шествие “il dono”. Люди, одетые в традиционные народные костюмы, направляются к храму с приношениями Мадонне в знак благодарности за хороший урожай. 16 сентября по главной улице Ланчано проходит торжественная процессия местных жителей и многочисленных паломников, возглавляемая епископом Ланчано.

Выйдя из кафедрального собора, мы увидели указатель: Археологический маршрут «Мост Диоклетиана». Мы пошли по направлению, указанному стрелкой, и спустились по ступеням, ведущим в подземелье. Обычно прилагательное «археологический» означает руины, которые приходится «реконструировать» мысленным взором. Памятуя об этом мы были сильно удивлены, оказавшись в просторной и высокой галерее с прекрасно сохранившимися сводами из светлого тесаного камня. По сути дела мы находились внутри конструкции древнеримского моста!


Галерея под мостом Диоклетиана

По одну сторону галереи располагались боковые помещения, а по другую сторону сквозь застекленные арочные проемы открывались виды города. В глубине крытого пассажа находилась фреска «Распятие Христа», датируемая XVI веком. Древнеримская кладка, которая пережила не одно землетрясение, поражала своей аккуратностью и, я бы сказала, художественностью.

Мост Диоклетиана был построен в III веке и первоначально состоял из трех арочных пролетов. Он соединил центральную часть города с ярмарочной площадью, которые были разделены глубоким оврагом. В начале XII века к нему были добавлены еще два пролета. После того, как в 1389 году на мосту была построена церковь Мадонны дель Понте, проезжая дорога между двумя частями города оказалась перекрытой. Во время проведения ежегодных ярмарок повозки с товарами проходили в буквальном смысле слова через собор. На рубеже XV-XVI веков мост был расширен, и движение между двумя важнейшими частями города было восстановлено.

В конце Второй мировой войны жители Ланчано укрывались под мостом во время бомбардировок. В послевоенное время здесь располагался рыбный рынок. В начале 1970-х годов, мост был переоборудован в концертный зал. Благодаря своей прекрасной акустике, он является престижной площадкой для крупных культурных и, особенно, музыкальных событий. Начиная с 1972 года, здесь проходит международный фестиваль «Estate Musicale Frentana» (15 июля - 31 августа).


Мадонна дель Понте в подземной галерее

В соборе и в подземной галерее нам встретилось много изображений Мадонны дель Понте. Они были очень разными, но их роднила общая черта - трогательное целомудрие и смирение юной матери, несущей миру своего первенца. На всех образах младенец Иисус обращен всем телом к зрителям. Одно из самых трогательных изображений находится на фронтоне собора. Святая Мария, увенчанная короной, стоит босыми ступнями на мосту Диоклетиана.




Фронтон базилики Мадонны дел Понте

икона, мост Диоклетиана, Ланчано, младенец Иисус, Базилика Madonna del Ponte, фрески, кафедральный собор

Previous post Next post
Up