Чего мы ожидаем от праздника?

Jan 31, 2016 20:49

Оригинал взят у tamarafavor в Чего мы ожидаем от праздника?


Несколько человек, собравшихся сегодня на посиделки (род развлечения в зимнее время), размышляли о смыслах праздников, прошедших в январе этого года. Помогал нам в этом наш детский опыт. Ведь все мы помним томительное ожидание праздника, как к нему готовились: обсуждали, кого позвать и как одеться; закупали продукты, пекли, варили, жарили; придумывали какие-то развлечения. А что потом?

Кому-то везло, и оставалось-таки от праздника ощущение радости и единения с собравшимися. А кто-то чувствовал такое опустошение, что рано или поздно отказывался от праздников. Мы задумались о тем, от чего же зависит праздничная атмосфера. Может, дело в любви? Есть она в человеке - он невольно "обогревает" ею окружающих. Нет - хочет обогреться и обогатиться. Собираются такие люди на праздник, и им друг с другом уже интересно, потому что все невольно приблизились к Источнику любви. А любовь дарит Бог. А если челвеку не до любви и он ее не ищет, то будет богато собранный стол, пустые разговоры и фоном - телевизор, магнитофон, гитара - все, что можно назать атрибутами светского праздника.  А что с церковным?



Смотря что мы имеем в виду. Для многих людей праздник Рождества связан с вертепом и звездой; Богоявления - со святой водой и купанием в проруби, а Пасха - с куличами и крашеными яйцами. А есть христианская история, по которой видно, как в христианских общинах шло осмысление служения Иисуса Христа и всего, что Он заповедал. Это осмысление в I веке дало нам, кроме ветхозаветных праздников, Пасху и воскресение; во II веке - Пятидесятницу и мученические памяти о пострадавших в гонениях - исповедников веры во Христа. Заметим, что праздновать дни рождения в эти первые века христианства было не принято. Христиане верили в то, что смерть каждого из них есть смысл рождения для жизни со Христом в Царствии Небесном, так что праздновали упокоение. В III веке появляется праздник Богоявления (Крещения), и только в IV веке начинает выделяться праздник Рождества Христова. Сначала в римской общине, наряду с такими праздниками, как Крещение, Претворение воды в вино в Кане Галилейской, Насыщение хлебами 4 000; "Праздник Светов", - потом в иерусалимской. Другие праздники: Сретение, Воздвижение, Благовещение, Успение - родились уже в V веке. По этому краткому обзору возникновения праздничной череды понятно, что христиане бережно входили в дух и смысл первоапостольского предания, тем самым исполняя призыв Господа - войти в Его радость (Мф 25:21), разделить ее с братьями и сестрами во Христе, наполняться духом и смыслом праздника, чтобы вера и жизнь были одно.

А другие люди ежегодно на городской площади называли своим богом римского императора и довольствовались призывом: ешь, пей, веселись, ведь дни проходят, а ты смертен. Значит, дело в том, кто и как понимает смысл своей жизни! Нас поразило, что сейчас в Европе распространился обычай дарить на Рождество шокладного зайца - спутника англосаксонской языческой богини весны и плодородия Эостре. В этом мы увидели такое поверхностное скольжение по проведению праздника, когда человек даже не задумывается, что он празднует. Одна сестра сравнила это с оберткой от конфетки, берешь в руки, разворачиваешь, смотришь и нет сил спросить самого себя: есть ли что-либо внутри? В то время как внутри христианского праздника есть духовная составляющая, когда Христос посреди нас и много Его мира и "горней" радости.

Так мы пришли к открытию, что в празднике заложено поклонение Христу. Встреча с Ним может чаяться как приближение к Источнику любви и радости. Человек же волен поклоняться иным богам, а может, и событиям. Так в советское время смыслом новогоднего праздника было духовно "поклониться" очередному году. "С наступающим!" - говорили мы и радовались. Вот только чему? И здесь кто-то вспомнил традицию, которая была у выпускников одной подмосковной школы. За полчаса до Нового года ребята собирались у елки, которая уже стояла на детской площадке, между домами. Они приходили туда с пустыми ведрами, наполняли ведра снегом и обсыпали друг друга, поздравляя с праздником. А где-то без пятнадцати двенадцать убегали домой, чтобы встретить праздник с родными и близкими. Нестандартно? Да. А дух и смысл? А знаете, был. И дух и смысл. Дух единения и радости. А смыслом было дарение себя и своего времени, пусть всего и на пятнадцать минут, зато без всякой корысти. Все это, как нам показалось, приближало ребят к Источнику любви и радости, может быть, поэтому надолго запомнилось. Но это в молодости. В сознательном возрасте пробиваться к духу и смыслу праздника трудно: мешают привычки и стереотипы.

В продолжение темы мы вспомнили английский юмор и наши пословицы и поговорки. Было интересно искать смысл в таких выражениях, как: "Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку"; "Губа не дура, язык не лопатка, знает, где кисло, знает, где сладко"; "Везет как субботнему утопленнику - баню топить не надо" и др. А потом мы пели Рождественские колядки и другие песни. Расходиться не хотелось...

И совсем под занавес заговорили о тайне своего крещения, благо среди нас все были крещеными. Оказывается, если в эту тайну входишь осознанно, тебя встречает много радости и любви, и тогда твое сердце горит...

- А у Вас есть опыт праздника, когда сердце горит?

праздник, христианство

Previous post Next post
Up