Оригинал взят у
nedzelska в
Николай Николаевич Неплюев.Духовная отрада - Книга Жизни.
Из книги Беседы о трудовом братстве.
Неплюев - основатель и попечитель Крестовоздвиженского братства.
Интресно увидеть, что побудило Николая Николаевича созидать братство. На мой взгляд это несколько свидетельств, о которых он пишет в Беседах.
Первое - он с детства находил "большую отраду в чтении Евангелия". Это приучило "на все смотреть с христианской точки зрения, мерять христианской мерою, оградило от уживчивости со всем тем, что в жизни противоречило живому духу живой любви". Такой христианский идеал жил в глубине его души, "ограждая от пьянства жизни". После был пережит период "затмения" жизненного значения веры.
Второе белее чудесное свидетельство - он увидел себя во сне в крестьянской избе, окруженным крестьянскими детьми, и беседуя с ними, чувствовал в душе мир и радость. Сон повторился несколько раз. Это вторая "духовная отрада", которая дала толчок сделать новый шаг в направлении воспитания детей народа в вере и преображении деревни.
Когда пришло решение выйти в отставку, поселиться в деревне, заняться воспитанием детей, ему стало понятно, что нужна ясность собственного мировоззрения. Начав с философии, он быстро понял, что ни одна философская доктрина и система самоограничений не подходит для практической деятельности. Находясь на "духовном перепутье" Николай Николаевич вспомнил о "Книге Жизни". Через внимательное чтение, первый раз, доверяя автору, без деталей, а второй раз и на них обращая внимание, он пришел к "сознательной вере" и убеждению, что библейское мировоззрение - самое стройное; что идеал Библии вмещает в себя все философские идеалы; что "этика Библии - наиболее разумная и жизнерадостная", чуждая мрачному аскетизму.
И наконец, третье свидетельство, уже после неудач с учителями, Николай Николаевич решил дело воспитания взять на себя, пользуясь каждой минутой для тесного духовного общения с воспитанниками, стал часто читать Евангелие и беседовать с детьми. В одной из бесед, Николай Николаевич, как обычно старался сделать практические выводы, обязательные для всякого верующего. На слова "Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает" - он пояснил, что каждый, не имя в кармане ни копейки, может исполнить эти слова. Видя дурные наклонности кого-либо, постараться обяснить последствия, тем самым помочь подготовиться к честной христианской жизни, то есть принять во имя Христа и привести к Нему. Так родилась система воспитания на основе "строгой организации добра" или "дисциплины любви", старшие помогли младшим, приняли их на себя во имя Христа, особенно трудных в воспитательном отношении. Прежде всего старший - это друг , а не начальник, он не навязывает свое влияние, но готов помочь лучше подготовиться к честной жизни по вере. Так "воспитывая других молодые люди воспитывают себя и это духовное дело духовно укрепляет и облагораживает их" - писал Неплюев.
Николай Николаевич Неплюев в окружении братьев.
Николай Николаевич Неплюев.
.