Ночной переезд не прошел для меня даром. Утро началось с продолжительного заседания в туалете. Кишечник и желудок одновременно решили избавиться от еды скушанной мною по дороге. Вдобавок поднялась температура, наблюдалось общее недомогание.
Выйдя из номера, мы обнаружили, что наш гест расположен рядом с пагодой. Золоченые колокольчики на верхушке ступы звенели на ветру. Влажный воздух уже прогрелся на солнце. И настроение улучшилось.
После завтрака сходили в Аквариус, у них освободился один номер. Номер уютный, и более теплый. Не долго думая, перетащили свои вещи к ним. Весь день я провалялся в номере, пытаясь побороть резь в животе, добавившуюся к первым симптомам.
Вечером немного поковылял по улице около геста, поел корочки от пиццы. Когда я рассказал ребятам из геста об отравлении, они дали мне местное лекарство. Баночка с тигром на этикетке, внутри серый порошок по консистенции похожий на толокно, на вкус напоминает вьетнамскую звездочку. Принимать по одной чайной ложке три раза в день, после еды, обильно запивать водой. В тот же вечер мы познакомились с корейцами. Один из них раздолбай, постоянно ходил в местной одежде и вел себя достаточно свободно, второй - классический корейский турист, упакованный с ног до головы, сдержанный и расчетливый. Как и многие корейские и японские туристы средних лет он носил забавную туристическую разгрузку, в которых есть все необходимое для выживания в джунглях в течение недели. Несмотря на их странный для нас внешний вид и слабое владение английским они были приветливы и дружелюбны. Отказавшись пить с ними пиво, я сослался на отравление, тогда один из них диагностировал меня, помяв какие-то точки на руках. Сказал, что ничего страшного, жить будешь! И показал пару упражнений, которые помогли восстановиться.
На следующее утро я чувствовал себя намного лучше. На завтрак ребята напекли блинов, очень похожих на наши. Рядом с Аквариусом мы взяли на прокат велосипеды и поехали осматривать окрестности. Сначала прокатились по деревне, объехали несколько пагод и прошвырнулись по рынку. Далее путь лежал к самому озеру.
Часть деревни Ньянгшве расположена на протоках и каналах озера Инле. Плотность движения моторок и весельных лодок по ним сопоставима с великами, мотиками и машинами на обычных дорогах. Большинство моторных лодок, похожих на тайские спидботы, имеют вытянутую форму, пассажиры садятся один за другим.
Перемахнув через один из каналов, мы стали огибать озеро с правой стороны, двигаясь в сторону горячих источников. Горячие источники не впечатлили. Совковый сервис с претензией на элитарность. Лезть в эти ванночки не решились.
Двигаясь дальше по дороге, мы проезжали несколько деревень, видели какое-то празднование на школьном дворе и процесс восстановления старой ступы. Через некоторое время дорога уперлась в ворота барсетного по бирманским меркам отеля. В центральной части территории отеля стоят интересные здания, поодаль домики попроще, а над озером на сваях расположен ряд бунгал. Место красивое.
Прямо с территории отеля начинается длинная лестница, ведущая в монастырь на холме. Сам монастырь не отличается каким-либо архитектурным изыском, но место там хорошее, тихое и безлюдное. Пока мы ходили вокруг, нам не встретился даже ни один монах. Только кошки и огромный паук.
Холм, как бы вдается в озеро, и с него сквозь дымку и кусты открывается чудесный вид. Озеро Инле со всех сторон окружено цепью гор, поверхность озера идеально гладкая. У подножия холма, с которого мы созерцали, трудились крестьяне. Они сооружали огромный плавучий огород. В данной местности в Мьянме плавучие огороды используются повсеместно. Устроены же они очень просто. Сначала берут плавучие стебли лотоса, сверху укладывают тину, а на нее плодородный ил со дна. Потом огород режут на полоски примерно по метру, полтора шириной и грядка готова, можно выращивать множество растений от цветов до помидоров. Такая грядка не требует полива, дополнительное удобрение производится илом и тиной. Самое главное закрепить грядку, забив несколько колов в неглубокое дно, а то может ненароком уплыть.
Вечером после ужина в Аквариусе опять видели корейцев, на следующее утро они отправлялись в Мандалай. Мы же договорились взять моторку и покататься по озеру.
Темнеет как всегда рано, спать не хочется. Взяв фонарики, мы пошли шататься по деревне. Перекусили вкусной пиццей. Посидели в Интернет-кафе похожем на штаб повстанцев. На неосвещенных улицах долго искали массажный салон, который оказался жилым домом. Клиентов кроме нас не было. Массаж делает мужичек средних лет, его жена и дети. Такое семейное дело. Массажист - хороший дядька, массаж сделал качественный. Когда расплачивались, я спросил, как называется мазь, которую он использует, чтобы купить ее в аптеке. Мазь эту он готовит сам, смешивая несколько компонентов, так что в аптеке ее не купить. На прощанье он сделал для нас две маленькие баночки мази в подарок, денег за них не взял, мотивировав это тем что «медицина не продается». В целом подавляющее большинство людей, с которыми мы встречались в Мьянме, оставили приятное впечатление. Они не развращены деньгами, у них не сформировано осознание того, что у туриста можно выдоить денег. Если мы договаривались, о какой либо сумме, то при расчете Мьянманцы не пытались выпросить больше, мотивируя это большой семьей, бедностью, усталостью и прочими тяготами. Получая деньги, они радовались тому, что имеют. Это конечно не касается торговцев, торговцы и в Африке торговцы.
Следующим утром мы проснулись рано. Позавтракали блинами и уже в который раз наблюдали, как в утренней дымке колонна монахов с котелками для подаяний еле слышно скользит по улице.
Утром достаточно холодно. Когда лодка несется по водной глади канала, соединяющего Ньянгшве и озеро, влажный ветер пронизывает насквозь. Часто можно увидеть местных одетых в зимние куртки, закрывающихся зонтами от холодных брызг.
Когда мы добрались до середины озера, уже окончательно рассвело и солнце набирало силу. Тут и там на мелководном озере плавали на плоскодонках рыбаки с традиционными мьянманскими снастями. Снасти эти представляют собой конусовидный каркас, обтянутый сетью. Его опускают вводу, шебуршат палкой по дну и извлекают, если повезет, с добычей. Ловят рыбу и простыми сетями. Управляют лодкой с помощью весла, которым локо гребут одной рукой и одной ногой, при этом второй ногой стоя на корме лодки.
Плавучий рынок. Собственно он не совсем плавучий. Да, добраться до него можно исключительно по воде и действительно там много плоскодонок с торговцами, продающими фрукты и цветы, основная же часть торговцев ориентирована на туристов и, как это водится, впаивают в десять раз дороже не совсем качественный товар.
Если есть желание прикупить сувениров, то лучше всего пристать к берегу и пройтись по рядам. Здесь выбор больше чем на лодках, больше возможность выбора и цену скидывают охотнее. Хотя, все эти сувениры, как я уже писал ранее, дешевле купить в Янгоне, ну разве, что шанские мечи и ножи здесь представлены в большем ассортименте. В целом очень приятно походить между рядами с псевдо антиквариатом, все так красиво разложено, аж глаз радуется.
Здесь же, на острове есть монастырь и школа, места не туристические, обычные такие, какие есть, с туалетом деревенского типа, где через дырку все булькается в озеро. Вообще интересно столько людей гадят в озеро, а вода чистая и совсем не воняет.
Далее мы заехали в деревню, построенную на столбах. Надо сказать, место очень интересное. Дома стоят по прямым линиям, рядом столбы с проводами - значит есть электричество. По импровизированным улицам плавают лодки. Домашних животных, в том числе хрюшек, держат в сарайчиках, также построенных на столбах. Рядом с домами припаркованы лодки и краснеющие помидорами плавучие огороды. Дети играют на лодках. Вообще смотрится все это несколько непривычно.
Состоятельные жители отсыпают территорию под домом илом, создавая тем самым небольшие островки. Перед школой отсыпан большой остров, на котором дети могут бегать и играть.
Нас потащили смотреть как из стеблей Лотуса и других растений делают одежду. Мани фабрика, каких я думаю здесь множество, находилась в одном из домов на сваях. Все делают по старинки руками на деревянных прядильных станках. По окончанию мини экскурсии предложили прикупить одежонки, что я и сделал, переплатив вдвое. Штаны кстати оказались прикольными, иногда ношу их и в Москве. Хозяева бесплатно напоили вкусным чаем, с сухарями, сделанными из кекса.
На обед мы остановились в одном из ресторанчиков в наиболее обжитой части озера. Вода стала мутной. Здесь много островов, на которых стоят полноценные по бирманским меркам жилые дома, магазины, большой монастырь Пхаунг До У в которой хранятся пять статуй Будды.
В очередной раз убедился в находчивости Мьянманцев, увидев вот такие вот мусорные корзины, слеланные из старых покрышек. В дальнейшем я видел ведра сделанные по тойже технологии.
После обеда нас попытались завести в очередную мастерскую-магазин по производству изделий из серебра и к длинношеим падаунгам, которые что-то прядут, а местные приторговывают. Мы краем глаза посмотрели на это дело и отправились в Ин Дейн.
Чтобы попасть в Ин Дейн нужно на лодке подняться вверх по одному из каналов в западной части озера. Сам канал достаточно живописен, ширена его около 20 метров, берега песчано-глинистые поросшие бамбуком и другой растительностью. Вдоль берегов встречаются домики и монастыри. В воде купаются буйволы и дети.
Наш проводник, обидевшись из-за отказа таскаться по мастерским-магазинам, высадил нас на бамбуковую пристань и ткнул пальцем в сторону холма. Чтобы добраться до холма нужно пройти вдоль лавок с сувенирами, перемахнуть через мостик, потом пройти большую площадку, на которой в момент нашего пребывания проходил спортивный праздник, гремела музыка, а в окружении большущей толпы достаточно хорошо играли в волейбол. Потом повернуть налево, снова перейти через мостик и мимо торгового ряда и перед входом под навес над лестницей купить билеты. Насчет подлинности билетов я не уверен, продавал их какой-то сомнительный паренек, возможно, они вообще не нужны.
Дальше мы долго-долго поднимались по ступенькам, слева и справа от нас стояли торговцы сувенирами, а за их спинами появлялись первые ступы.
Ступ на холме очень много, говорят что их тысячи, часть из них уже разрушена, часть отстроена заново. Поднявшись на самый верх, мы оказались в пагоде окруженной золочеными ступами, увенчанными поющими золотыми колокольчиками. На некоторых установлены таблички с именами людей пожертвовавших деньги на их восстановление. Чуть поодаль стоят старые ступы, покрытые барельефами.
Ин Дейн, как многие другие места в Мьянме показался нам спокойным и умиротворенным. Усталость, накопившаяся в ногах за день, давала о себе знать, да без оной оббежать все ступы было нереально, поэтому мы сели на возвышении, откуда хорошо просматривалась панорама местности и просто созерцали.
С момента приезда в Мьянму я искал интересные ножики для коллекции, но, к сожалению, как это часто бывает в туристических местах, продавцы впаривали новодел среднего качества. По пути к нашей лодке я лениво осматривал все лотки с ножиками и вдруг заметил интереснейший экземпляр! Штык-нож 1907 года к японской винтовке Арисака. Клинок многое поведал за более чем столетнюю историю, его режущая кромка сильно сточена, деревянные накладки на рукоятке отсутствовали, ножны - новодел. Но, тем не менее, я решил его взять, не каждый день бывают такие предложения. Начался долгий торг, в итоге сошлись на 35 долларах. Пожилая мать с сыном лет двадцати, продавшие мне клинок, были довольны сделкой, признаюсь я тоже.
Уставшие, но довольные мы плюхнулись в лодку, и пошли вниз по течению, обратно к озеру. Мы уже думали что возвращаемся, но наш проводник, закинувшись бетелем, пробубнил что-то малопонятное. Ну, думаем покатаемся.
День выдался таким богатым на впечатления, что я совсем забыл об еще одном интересном месте на озере. Монастырь прыгающих кошек - Нга Пхе Чьяунг, засыпал в лучах заходящего солнца. Кошек было мало. В основном они отдыхали на полу, некоторые кошки носились туда сюда, играя друг с другом. Мы тоже посидели на гладком деревянном тиковом полу, ожидая представления. Монахов было мало, и они тоже отдыхали и кошками не занимались, а самим кошкам видимо было лень показывать трюки. Надо было приезжать раньше. Посмотрели на кошаков и в путь дорогу к нашему гесту.
Только мы отошли от монастыря, как двигатель начал чихать и заглох. «Газолин кончился» - по-профессорски важно констатировал наш провожатый. Лодочник налег на весла, и мы стали искать заправку, перемещаясь между домами на сваях. В вечерней тишине слышны простые деревенские звуки и веселые крики детей. Женщины неторопливо обрабатывали плавучие огороды. Спокойная размеренная жизнь. Мне почему-то вспомнилось мое детство, когда я проводил лето в деревне, и каждый вечер ходил к речке на капустник поливать грядки.
Заправка находилась, как и все здесь, в обычном, нечем не приметном доме. Солнце почти спряталось за горы, когда мы двинулись в обратный путь.
В Ньянгшве вернулись затемно. Договорились с ребятами из Аквариуса о такси до Мандалая на следующее утро. Есть в некоторых районах Мьянмы такая услуга, плата берется за место в машине. Нам повезло, вместе с нами в машине был только один пассажир на переднем сидении, а мы с Леной с относительным комфортом на заднем. Такси несколько дороже автобуса, но дешевле самолета. К тому же есть ряд преимуществ: машина идет быстрее автобуса, переезд проходит в светлое время суток, а значит, будет не холодно, есть возможностью глазеть по сторонам и останавливаться там, где хочется. Подробнее о нашем переезде от озера Инле до Мандалая я расскажу в следующий раз.
1. Транспорт в Мьянме 2. Джипы Мьянмы 3. Иравади 4. Янгон 5. Баго 6. Долгая дорога к озеру Инле 7. Озеро Инле 8. По дороге в Мандалай 9. Окрестности Мандалая