Нынешним летом в Тверской области в одном из детско-юношеских лагерей
Преображенского братства состоялась постановка мистерии «Анна»
матери Марии (Скобцовой). Она стала духовным и культурным событием для всего лагеря. В каком-то смысле это историческое событие, т.к. доподлинно известно лишь о нескольких постановках этого драматического произведения: в 90-е гг. в молодежном кружке в Париже (об этом была заметка Елены Аржаковской в Вестнике РСХД); также говорят, что мистерия «Анна» ставилась где-то в России (на Урале) и в Нью-Йорке.
Говорит режиссер спектакля и член Боголюбского братства Лидия Крошкина:
Мысль поставить этот спектакль пришла ко мне год назад после защиты магистерской работы в СФИ
«Экклезиологические взгляды прмц. Марии (Скобцовой) на материале агиографических текстов», а вдохновением послужила постановка спектакля «Встреча» (по мотивам автобиографии митрополита Антония Сурожского) нашими ребятами в прошлом году. Мистерия «Анна» - это образ христианства, открытого миру, образ христианина, свободного и любящего, образ Церкви как сада, в котором христианин - помощник Садовника-Господа творит из дикого шиповника розы. Еще здесь для нас была очень важна тема святости. Бердяев говорил, что Анна - это сама мать Мария, которую он называл «новой душой». Эта новизна связана в первую очередь с новым видением Церкви, с
новым экклезиологическим типом, который мать Мария как бы «открыла» и назвала его евангельским. Еще одна причина, по которой мы обратились именно к этой вещи - поэтический язык мистерии. Поэзия открывает сердца к истине и красоте, для меня поэзия - райский язык, на котором и должны говорить люди.
Я убеждена, что мать Мария писала свои мистерии не просто для чтения, она надеялась на то, что именно молодежи эти мистерии будут интересны. Это фаустоподобная и одновременно житийноподобная история, написана в 30-е годы, когда
сын матери Марии Юрий учился в Сорбонне, где в студенческой группе «Боголюбов» были популярны мистерии. Первая читка также состоялась в общежитии на ул. Лурмель в присутствии студентов (об этом поведала в своих воспоминаниях Доминик Десанти).
«Анна» - своего рода художественное обоснование нового монашества («монашества в миру»), которое являла мать Мария, а, если смотреть шире, то - христианства, готового по образу Христа принести себя в жертву за грехи других. На мой взгляд, постановка «Анны» - это лучшая возможность общения с молодежью о самом главном в христианстве, хоть это совсем непросто. Ребятам 15-20-ти лет пришлось понять и пережить очень многое, в том числе опыт духовной смерти и духовного возрождения.
Впечатления молодых участников спектакля:
Александра Ларионова, 14 лет (роль в постановке - игуменья): спектакль нам помог понять, что возможен и путь безбрачия, что суть служения - миссионерство, а не зацикливание на себе.
Александр Крошкин (скиталец), 17 лет: при постановке спектакля «Анна» я получил пример праведного и сильного человека, который может поставить злу предел.
Виктория Лебедь (Анна), 16 лет: На премьере моей душой овладела такая благодать и спокойствие, которое я никогда не испытывала. Всей душой и сердцем я чувствовала, что Господь со мной.
Информационная служба Преображенского братства