Sep 18, 2013 17:20
Дешевая милость - смертельный враг нашей Церкви. Сегодня мы сражаемся за дорогую милость.
Дешевая милость - это милость как бросовый товар, задешево полученное прощение, утешение, таинство; милость как неистощимый церковный склад, откуда беспечно и расточительно идет легкомысленная раздача; милость без цены, без стоимости. Будто сущность милости состоит именно в том, что счета оплачены вперед на все времена. А по оплаченному счету все можно получить задаром. Раз бесконечно велика уплаченная цена, то бесконечно велики и возможности пользования и мотовства. Да и что это за милость, если она не достается задешево?
Дешевая милость - это милость как учение, как принцип, как система; это прощение грехов как всеобщая истина; это любовь Бога как христианская идея Бога. Кто с ней согласился, уже получил прощение грехов. А Церковь с таким учением о милости, по самому смыслу данного учения, тоже этой милости причастна. В такой Церкви мир получает дешевое покрытие грехов, в которых не раскаялся и от которых тем более не собирается избавляться. Поэтому дешевая милость - это отрицание живого Слова Божьего, отрицание Его вочеловечения.
Дешевая милость - это оправдание не грешника, а греха. Раз всё творит только милость, то пусть все остается по-старому. "Деянья наши все - тщета". Мир остается миром, мы остаемся грешниками, даже "при жизни наилучшей" [1]. Итак, пусть христианин живет так же, как мир, пусть он во всем ставит себя с миром вровень и уж конечно не дерзает - под страхом впасть в ересь мечтательства! - вести под милостью иную жизнь, чем под грехом! Да не дерзнет восстать против милости, осквернить великую, даровую милость и, попытавшись вести жизнь, послушную заповедям Иисуса Христа, воздвигнуть новый догматизм! Мир оправдан милостью, следовательно - чтобы не умалить эту милость! чтобы не противиться этой незаменимой милости! - пусть христианин живет, как прочий мир! Он, разумеется, охотно совершил бы что-нибудь чрезвычайное, ему, несомненно, огромного труда стоит отказываться от таких дел и исполнять свой долг, живя жизнью мира. Но он должен отказываться, должен отречься от себя, чтобы его жизнь не отличалась от жизни мира. Чтобы не мешать милости быть настоящей милостью, он поддерживает веру мира в дешевую милость. В этой обмирщенности, в необходимом самоотречении, на которое он должен пойти ради мира - нет, ради милости! - пусть христианин утешается, уверенный (securus [2]) в обладании той милостью, которая сама всё творит. Итак, пусть христианин не идет вслед, но утешается милостью! Вот дешевая милость как оправдание греха, а не кающегося грешника, который оставил свой грех и обратился; здесь нет того прощения греха, которое отделяет от греха. Дешевая милость - это та милость, которую мы имеем такие, какие мы есть.
Дешевая милость проповедует прощение без раскаяния, крещение вне надзора общины, причащение без исповедания грехов, отпущение грехов без исповеди. Дешевая милость есть милость без хождения вслед, милость без креста, милость без живого вочеловечившегося Иисуса Христа.
Дорогая милость есть спрятанное в поле сокровище, ради которого человек идет и радостно продает всё, что имел; драгоценная жемчужина, за которую купец отдает все свое добро; Царство Христа, ради которого человек вырывает себе глаз, если тот его искушает; призыв Иисуса Христа, в ответ на который ученик оставляет сети и идет вслед.
Дорогая милость - это Евангелие, которое надо все время искать, дар - о котором молиться, дверь - в которую стучать.
Она дорога, поскольку зовет идти вслед, она - милость, поскольку зовет идти вслед Иисусу Христу; она дорога, так как стоит челавеку всей жизни, она милость, так как только она и дарит жизнь человеку; она дорога, так как она осуждает грех, она милость, так как оправдывает грешника. Милость дорога прежде всего потому, что она дорого стала Богу, что она стоила ему жизни его Сына - "вы куплены дорогою ценою", - и потому, что для нас не может быть дешево то, что дорого обходится Богу. Милость она прежде всего потому, что Богу его Сын был не дороже нашей жизни, и Он отдал Его за нас. Дорогая милость есть вочеловечение Бога.
Дитрих Бонхеффер. Хождение вслед_________
1 Цитата из гимна Мартина Лютера "Из глубины бед взываю к Тебе".- Примеч. пер.
2 Securus (лат.) - защищенный, находящийся вне опасности. - Примеч. пер.
неверие,
богословие,
церковь,
Дитрих Бонхеффер,
человек,
святость,
свобода,
Бог,
христианство,
вера