Вчера на дне рожденья многие сплясали качучу на мавзолее Ульянова (Ленина), мир с ними обоими. А я накануне собирался рассказать очередную правдивую историю из цикла «Враки города Че», но, увидев, что танцпол плотно занят, решил её на сутки придержать.
Это история о том, как, только благодаря Владимиру Ильичу, в городе Че появилась достопримечательная замечательность, которой больше ни у кого нет.
Ведь, если бы он не жил, то он бы и не умер (хоть это и оспаривается). А если бы не умер, то её бы не было.
Вот она какая.
Да-да, очень многие приезжие, особенно если они из европейской части, именно так и спрашивают: «А почему оно такое?». И находятся ведь националисты всех мастей, включая активизировавшихся в последние годы потомков древних аркаимцев, которые отвечают, что это вовсе и не его гробница. Что голову вставили гораздо позже в уже готовое изделие.
Особенно популярна версия, что мавзолей делал под себя легендарный основатель города Че, герой многих мифов Селяби ибн-Хоттаб, мир и с ними обоими тоже. Но он, якобы, мирно путешествуя под именем Челубея, погиб от рук воинствующего клерикала Пересвета. Тело найдено не было, да и не искали особенно. А мавзолей долго валялся в запасниках, вот в 1924-м и пригодился.
Всё это - чушь!
Такая же, как и не вошедшая, по счастью, в фильм Парфёнова врака. О том, что гробницу варварски перенесли в город Че из соседнего древнего Аркаима. Где она была вовсе и не гробница, а то ли деталь обсерватории, то ли здание древнеарийского горсовета - сейчас трудно определить, потому что сравнить не с чем.
Враньё! Когда приедете и услышите - не верьте.
Не верьте и оголтелым антикоммунистам, рассказывающим свою историю. Мол, в 1924 году всем губернским, уездным и вообще занесенным на карту городам пришёл приказ из Москвы - построить везде по Мавзолею.
Потому что юная революционная генетика нашла тогда способ клонировать Тело-Вождя, и ФЦЫК хотел, чтобы в каждом городе тоже было. В городе Че поторопились и построили. А в других не стали, потому что денег пожалели, и вообще думали: может как-нибудь обойдётся? Так и произошло, когда генетиков объявили вредными лгунишками за то, что у них долгое время, кроме дрозофил, ничего клонировать не получалось.
Брехня на брехне! На самом деле, всё просто. В 1924 году был объявлен закрытый конкурс среди архитекторов: кто сделает самый красивый мавзолей. А город Че всегда славился талантами, и поэтому здесь сделали самый-самый красивый.
Такой красивый, что отдавать стало жалко.
И не отдали, как Москва не просила.
Написали, что перевозка в столицу никак не возможна, потому что сломается вся хитрая машинерия, установленная уральскими мастерами внутри. Мол, там такого наворочено! Вроде как, голова по замыслу вообще находится внизу и внутри. Но в определенный час поднимается наверх и говорит что-нибудь соответствующее историческому моменту.
А также подсказывает во время митингов стоящим на балкончике руководящим товарищам, чего говорить, если они позабудут.
А если «механизьма» сломается, говорили хитрые уральские мастеровые, товарищам придётся всю жизнь по бумажке говорить. В принципе, так оно и вышло, но тогда Москва испугалась.
На самом деле, конечно, ничего такого внутри не было. На бронзу для головы еле-еле денег насобирали, не до механизмов.
Единственное, что было - это подземный ход с балкончика, на случай непредвиденных народных обострений. Без него никак нельзя.
Но опять же из-за нехватки средств он получился коротеньким, только до середины площади. Выход замаскировали фонтаном, из глубин которого выходила обратно к мавзолею скульптурная группа - дядька Черномор и тридцать три богатыря.
Не все, конечно. Не в древнем Китае живём, зачем деньги тратить на одинаковых? Основная группа подразумевалась под водами.
Почему именно они, никто сейчас не скажет. Может, просто на складе были готовые, не знаю. Но по босоногому детству и отрочеству фонтан этот хорошо помню, правда, уже без воды почему-то.
Он бы, может, и сейчас там был. И коренные жители, как встарь, водили бы туда приезжих. Хихикая, показывали бы определенные ракурсы, с которых становится понятно, кому целит заехать булавой Черномор.
Но в город занесло Большого Начальника, который, на беду всем, читал Пушкина, как и простые жители города Че. Вспоминают, что он только глянул, даже не выверяя траекторию, сразу продекламировал: «Я еду, еду, не свищу, а как наеду, не спущу!», и фонтан тут же убрали к чёртовой бабушке. Просто списать с баланса нельзя было, и он еще какое-то время, говорят, стоял на чьей-то даче.
Убирали фонтан впопыхах, подземный ход завалило. И сейчас даже самые отважные диггеры города Че бессильно разводят руками. В дверцу под балкончиком их не пускает дворник, который там хранит инвентарь, а где еще можно залезть, они не знают. Чертежи подземного хода куда-то подевались еще в тёмные годы репрессий вместе с мастерами.
Вот так теперь и стоит замечательность без всякой практической, а с некоторых пор и идейной пользы. Просто для красоты, чтобы приятно было.
Правда, есть одна идейка. Там рядом Органный концертный зал, раньше бывший шахматной школой, ещё до того - планетарием, а совсем уж в незапамятные годы - церковью, но недолго. Теперь, чтобы народ города Че опять стал высокодуховным и нравственным, надо это всё снова сломать и сделать церковь.
Видение такое было. Или прозрение, толком пока не объяснили.
Но орган куда-то девать надо, потому что он инструмент бесовский и богопротивный. А голова без «механизьмы» не только бессловесная, но еще и, между прочим, из бронзы. Денег за которую вполне бы хватило на реконструкцию освободившейся ниши в смысле необходимой акустики.