Оригинал взят у
selenadia в
Социалистический реализм - это восхваление начальства в доступной для него формеВ продолжение темы о соцреализме нач. зд.:
О гибкости... нашелся еще один замечательный материалец, чем я и дополню предыдущий пост. Сюда вошли картинки и кое -что из ценных комментариев (курсив).
*
Социалистический реализм, который считался основным художественном методом в Советском Союзе, фактически не был реализмом.
Вспомните всех этих пышногрудых доярок и мужественных сталеваров.
На самом деле это был, по меткому определению Андрея Синявского, - классицизм с примесями романтизма.
Поощрялось изображения не человека таким, какой он есть, а таким, каким он мог бы быть.
А вот немного настоящего реализма.
Иван Владимиров (1869-1947) и его зарисовки времен Гражданской войны:
Погром Зимнего Дворца:
Зачем?! «так не доставайся же ты никому!» (с)?
Развлечения подростков в императорском саду Петрограда: Шпана. Гопота...
Держали народ в "стойле" веками, вдали от мировых шедевров, а потом обрушили на их неподготовленные к культуре головы - голых баб.. Теперь вот ехидничают, наблюдают исподтишка за поведением любопытных варваров..
Погром винного склада:
Боец на первом плане картины открывает бутылку штопором? Да ладно!
Эстет, однако.
комментаторы сомневаются:
не было торговли алкоголем, сухой закон, мол, царь -батюшка ввел, так что врет художник! Оппоненты оспаривали с приведением дат и картинок с лабазами, на которых не было торговой вывески.. Короче, спорили не туда и не о том.
А надо бы об этом:
«алкоголизацию» и
здесь, делаем выводы о заботе всех этих "батюшек" о народе - кормильце:
Трезвеннические бунты в России 1855-1860 и
Миф о русском пьянствев блоге у автора собеседники выясняют детали, даты, вывески..:
про винные погромы про
сухой закон)
Продолжим
Сжигание орлов и царских портретов:
странные какие -то эти революции, когда вдохновенно воюют с портретами, музеями и книгами.
Мотив -то очень знакомый, из раза в раз повторяющийся во всех странах, не находите? Направляется и контролируется выпускание «пара в свисток». Организуются маргиналы и .. понеслась! Повторю: маргиналы, не народ!
Русское духовенство на принудительных работах:
Уточню: Служители культа мертвых и царствия божия на небесах лишь по профессии - «русское духовенство».. Помогали «кровавому режЫму» держать народ в стойле? По заслугам! Получи и распишись..
И хоть каждый новый режим все кровавее и кровавее, но не всякий раз помощникам- «по заслугам».
Расстрел крестьян белоказаками: Скорее, расправа.
А вот бело- казаки ли, красно - в роли экзекуторов, можно поспорить, чему на источнике много «за» и «против». Но силы обозначены верно: каким бы ни был режЫм, он всегда - антинароден..
Kазаки -служивые псы режЫмаопять спорят:
«ни одного персонажа, которого можно было бы с уверенностью назвать казаком. Офицеры на переднем плане одеты не в казачью, а в общеармейскую форму. Солдаты на заднем плане видны плохо, во всяком случае ничего, характерного для снаряжения именно казака, на них не видно.»
Поиски съедобного в помойной яме:
Разделывание дохлой лошади:
похоже, что Питер..
Реалистично. Судьба у города, что ли такая, то вырезают его (см. Кадыкчанского,
много спорят), то «блокируют». (см.
здесь и
«Ромовые бабы» в блокадном Ленинграде и опровержение мифа
Жданов и пирожные и
Как жыды жировали в блокадном Ленинграде)
Продразверстка:
Красноармейцы все сплошь имеют дегенеративные лица, а притесняемые ими, словно с икон писаны. /
(Деревню как бы и не притесняли? - лица-то у них вполне... довольные)
Не реализм тут - лица. Это карикатура и нарочито страдальчески-иконописные лики у священников. /
Все красноармейцы на одно лицо. Просто атака клонов какая-то.. /
Реквизиция церковного имущества в Петрограде:
Над входом в культовое сооружение знакомые лучики.. А вот вместо «глазика» -фонарь.. /
Ночное разграбление вагона с помощью от Красного креста:
Вагон подогнали и оставили без охраны? Кого и кто кормит? Ситуацию с эшелонами на Украину очень напоминает. Реалистичненько../
Имущество с помещичьей усадьбы:
Кто - то думает, что это крестьяне добрались до чужого добра? Ну да, эти справные вещи просто необходимы им в хозяйстве. А как украсит их некультурный быт -граммофон!
Крестьяне - всего лишь "зафрахтованная" тягловая сила на этом празднике жизни!
Захват врангелевских танков Красной Армией под Каховкой:
С одной винтовкой на троих да против танков - этот метод знаком и по Второй мировой..
Захват белогвардейских шпионов:
«Не очень понятно, зачем белогвардеец, изображённый на переднем плане, отправился шпионить одетым по полной форме, и даже с золотыми погонами на плечах.
Глуповат был, видать.»
(Уж что -что, а шпионов ловить любили!..)
Видимо, других средств художник не нашел, чтобы обозначить принадлежность персонажей к вражескому лагерю. Стеснен во средствах...
Допрос в комитете бедноты:
/
"Голоса утробные, первобытные. Лица у женщин чувашские, мордовские, у мужчин, все как на подбор, преступные, иные прямо сахалинские."
(И. Бунин "Окаянные дни")
Бывшие царские чиновники на принудительных работах:
Художник соцреализма, певец социализма и вдруг такой диссонанс: царским чиновникам и духовенству вслед за автором хочется посочувствовать, а их гонителей - заклеймить сатирой. И как это худсовет пропустил..
В худсовете не без сочувствующих. Вот так и крутись, бедный художник, держи нос по ветру.
Бегство буржуазии из Новороссийска в 1920 г.:
бегство на тех самых «михАлковских» баржах, с печальным исходом? Вооруженный винтовкой охранник прикладом отгоняет от трапа мешочника.
Видимо, мешочник не буржуин, а таких - пущать не велено.. /
Агитаторы в деревне:
А вот и организаторы -исполнители представленного беЗпредела.
А чуть позже агитаторы становились инструкторами и приезжали в деревню руководить посевной - учить колхозников хлеб сеять, а уж убирать - то его как учили да сдавать.. Словом, учили уму-разуму, как жить при новой власти..
***
Там же давали остроумные определения художественному методу..
- Реализм - эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности:
еврейский комиcсар, быдлосолдаты, издевательства, скотство и мерзость - словом все то, что было близко и понятно сердцу большевиков и революционных рабочих./
- гиперболизации реализма с элементами сатиры/.
- это лубок/
- любой реализм - это угол зрения плюс жизненный опыт. /
- Мрачный и жуткий это реализм. Хотя если изображать фрагменты сегодняшней жизни получится не намного краше. /
- Это не соцреализм, это соцнегативизм какой-то/
- Реализм художника всегда субъективен, т.к. преломлен его сознанием.. автор зарисовок хотел сказать, что крестьяне, рабочие и солдаты это быдло, а казаки их расстреливающие белая кость...?/
- название метода "реализм" всех всегда вводит в заблуждение. Искусство - не реалистично хотя бы потому, что искусство - реальность претворенная, пересказанная, пересозданная. А уж как далеки эти пересоздания от картин нам привычных ,- это другой вопрос/
- "Реализм" в искусстве вполне соответствовал "социализму" в экономике и политике. Царство фальши./
А самое точное определение я вынесла в заголовок..
А вот это уже голос народа:
- Это как же надо было народ довести до такой точки, чтобы он такое творить начал?
*
И в заключение, еще одна галерея картин в авторской подаче:
просто реализм новое прочтение уже представленных картин.