Последние "динозавры" индонезийских морей

Oct 23, 2010 11:19



Все фотографии в этом посте из моих архивов 2008-го года

Я встретил Родиту ровно две недели назад. Без лишних предисловий мы стали проводить ночи вместе. И каждое утро я уходил от неё, чтобы потом вернуться вновь. Но вчера всё сильно изменилось. На этот раз Родита покинула меня. Ушла при свете полной луны взяв курс на Калимантан. И в эти грустные минуты в плеере моём пел свои баллады Sting. Нет, только не подумайте, что Родита - это очередная девушка. "Rodhita" - парусник из дерева, который в Индонезии называют пиниси. Такие экзотические корабли - настоящие долгожители здешних морей, которые гордо расправляют свои паруса ловя попутный ветер...


16 суток каждого года
Некоторые историки считают, что предшественники пиниси достигли берегов Мадагаскара ещё до того, как первые европейцы обогнули мыс Доброй Надежды. Родина этих кораблей - остров Сулавеси. Раньше он был известен как Целебес. В наши дни, увы, пиниси больше не совершают таких длительных рейсов. Закончилась их золотая эпоха и на смену им пришли куда более надёжные суда. Но не смотря на это они по-прежнему продолжают выполнять свою работу. Сегодня парусники пиниси можно увидеть в портах Явы, Калимантана и, конечно же, Сулавеси. Команда каждого корабля чаще всего состоит из бугисов* - прославленных мореплавателей Индонезии. Они же и строят новые суда, пользуясь опытом своих далёких предков.

На борт "Родиты" я попал в первую же ночь, когда прибыл в порт Калимас. Она стояла в одном ряду с другими парусниками, ничем не выделяясь среди них. Здесь мне предстояло найти любое судно, которое бы шло в Папуа. Из своего прошлого опыта я знал, что на это мог потребоваться далеко не один день и не одна ночь, которую надо было где-то провести. Почему я выбрал именно "Родиту" даже и не знаю. Всё произошло как-то само собой.

Калимас - это некий отстойник, где корабли застревают на недели и месяца. Порой даже сами капитаны не знают, когда им дадут зеленый свет для следующего рейса. Здесь бортами друг о друга трутся суда со всех уголков Индонезии, а моряки лениво проводят дни за бездельем и чашкой кофе, игрой в шахматы и карты. Но Калимас лишь один из терминалов огромного порта Сурабаи. Правда, он самый колоритный из всех на мой взгляд.



"Родита" совершает два рейса каждые три месяца. Ходит она по одному и тому же маршруту - из Сурабаи в Банджармасин и обратно. Путь в одну сторону занимает два дня и две ночи, то есть приблизительно выходит, что парусник проводит в море всего 16 суток каждого года. Все остальные дни "Родита" прозябает в портах, где разгрузка-погрузка идёт невероятно медленными темпами и никто никуда не торопится. Все самые лакомые заказы достаются контейнеровозам крупных компаний вроде "SPIL", "Meratus" и "Tanto". Их судов не встретить в Калимасе. Они чаляться у терминалов Берлиан, Нилам и Мира, где трудятся квалифицированные рабочие и задействована современная техника. На разгрузку-погрузку уходит обычно около недели. Затем очередной рейс и солидная прибыль.

А парусникам пиниси достаются лишь объедки с общего стола, то есть самые незначительные заказы. Но судовладельцы довольствуются и этими крохами, умудряясь держать свои компании на плаву. "Родита" не выйдет в море пока на судне не останется свободного места. Практически каждый день из тех двух недель, что я прожил здесь, на борт не переставали доставлять тюки со всяким хламом: пластиковые стулья, пух для подушек, картон и другую мелочь. Только лишь когда парусник стал крениться набок, а на палубе уже выросла целая гора, груз наконец-то обтянули вторым слоем брезента и начали готовить "Родиту" к предстоящему плаванию.

Быт и люди
Капитан "Родиты" - немногословный и суровый мужик наполеоновского роста - никогда не остаётся ночевать на борту, пока парусник стоит в Калимасе. Сам он бугис как и подавляющее число членов экипажа. Но жена капитана с острова Ява и поэтому дом его теперь здесь в Сурабае. Кэп объявляется на борту рано утром и покидает его сразу после вечернего намаза. Иногда приходит сюда и его сын. Он учится в местном университете и собирается пойти по стопам своего отца.

Второй человек на борту после капитана - старший офицер. По-большому счёту он ничем не занимается, ни за что не отвечает и вообще носит это звание только потому что так заведено. За порядком же следит офицер безопасности. Он иногда заглядывает на "Родиту" и соседние корабли. И если он наводит шум, то только по делу. Например, когда молодёжь начинает злоупотреблять алкоголем. В порту эта вредная привычка может обернуться скверными последствиями. Немало несчастных уже убилось или утонуло свалившись за борт или оступившись на трапе будучи в не самом трезвом состоянии.

Все остальные члены команды обычные матросы. Среди них Ирфан - племянник капитана.

- Мой папа бугис, мой мама ява, - на ломаном английском не уставал напоминать мне он.

Ирфан подался в моряки сразу после школы в 16 лет. Теперь ему 20. Он мечтает уехать в Китай и стать поваром в ресторане индонезийской кухни.

- Буду готовить темпе**, - шутит он.



Первым кораблём Ирфана стала "Мега Мустика" - сестрёнка "Родиты", которая ютится по-соседству. В море они выходят всегда вместе. Бок о бок. Сейчас Ирфана перекинули на "Родиту". Здесь же на борту его старший брат, который выучился в школе с углублённым изучением английского языка.

Ещё одним интересным персонажем оказался 27-летний моряк с
длинными волосами и упитанной ряхой по имени Будди. На "Родите" его прозвали Даяком. На самом же деле в его жилах нет и капли той крови, что когда-то давно проливали охотники за головами в межплеменных войнах. Его отец родом из Центральной Явы, а мать из Восточной. Просто Будди не очень повезло и родился он на Калимантане. Многие его родственники по мужской линии - военные. Он тоже попробовал себя в этой роли, но потом забросил это дело и ушёл (или сбежал) на корабль.

Быт на пиниси однообразен и исключает многие удобства. Спят матросы, где придётся: на тюках, полу и в самых непригодных для этого местах. По ночам они кормят назойливых москитов. Туалет - дырка в полу, душ - из тазика. На завтрак, обед и ужин рыба с рисом. Причём рыба все две недели была одна и та же. Наверное, её ловят здесь же в Калимасе и потом готовят на кухне, которая напоминает кладовку. Из домашних животных на борту помимо крыс живут ещё петух с курицей. Петух какой-то ненормальный попался. Он начинает кукарекать уже в два часа ночи и явно просится стать нашим завтраком в самое ближайшее время. Весь световой день на паруснике нет электричества. Только после заката трещит генератор, который позволяет нам смотреть телевизор на капитанском мостике.

Ночью все мы выбирались на палубу и под луной и звёздами вели беседы. Неизменной темой для разговоров оставались женщины. Здесь в Индонезии они от острова к острову такие разные. И Будди и Ирфан пытались убедить меня в том, что самые красивые из них живут на Калимантане.

- Там женщины free sex, - очень серьёзным тоном сказал мне как-то Будди. Под фразой "free sex" он подразумевал то, что женщины там доступные и чтобы переспать с ними не надо на них жениться как здесь на Яве.

Иногда ночью с очередной гулянки возвращался Герман. Еле перебирая ногами он добирался до ближайшего тюка и ложился сразу спать. Порой он встречал нас улыбкой, а порой исчезал с хмурым лицом. Настроение его зависело от того удалось ли ему этим вечером с кем-нибудь перепихнуться или же нет. Жизнь свою он прожигал в Долли. Говорят, это один из крупнейших кварталов красных фонарей во всей Юго-Восточной Азии. Сам Герман родом из провинции Джамби (Суматра). Когда-то он был состоятельным человеком и владел плантацией масленичных пальм. Но потом он начал пить, играть в азартные игры и проводить ночи с путанами. Когда за душой у него не осталось ни гроша, он подался в моряки. Единственным напоминанием о былом благополучие служит золотой перстень с рубином на одном из его пальцев.

Конечно, в моряки идут обычно не из-за хорошей жизни. Чаще всего море для здешних людей - последняя надежда или возможность убежать от проблем. Но все они (моряки) в большинстве своём жизнерадостные люди, которые не ропщут на свою судьбу.

Курс на Банджармасин
...прошло ровно две недели и наступила та самая ночь. Время прощаться. "Родита", "Мега Мустика" и ещё один парусник уходят сегодня на Калимантан. В Калимасе собрались родственники капитана, но никто не рискнул подняться на борт. Кэп сам сошёл на берег. И то не надолго. Смех и разговоры вдруг прервали зашумевшие двигатели "Родиты". Это сигнал к тому, что пора уже отправляться в путь: команда в сборе, груз надёжно закреплён, нужные разрешения получены и море спокойно. Капитан встал у штурвала, а матросы дружно убрали последний трап. И вот уже через полчаса "Родита" растворилась в ночи. За ней "Мега Мустика". Селамат джалан***!



* бугисы - этническая группа острова Сулавеси.

** темпе - продукт из соевых бобов, который очень популярен в Индонезии.

*** селамат джалан - счастливого пути!

P.S. неизвестно, конечно, как сложится будущее, но я уже договорился с командой и кэпом, что когда вернусь из Папуа, обязательно пойду с "Родитой" в море и напишу об этом репортаж.

Индонезия, пиниси, романтика морей, путевые заметки

Previous post Next post
Up