Солнце медленно подымалось над Ирианом освещая своими лучами корпуса деревянных кораблей. Они покоились на якорях близ города Соронг, о котором я знал ровным счётом ничего. Девять дней в открытом море пролетели как одно волшебное мгновение: без приключений, без штормов, без морской болезни. Капитан грузового судна "Global Samudera" любезно предоставил в моё распоряжение целую каюту на офицерском этаже, а корабельный повар (кок) постоянно радовал разнообразными блюдами. Не хватало лишь официантов с подносами, которые разносили бы по вечерам коктейли и тогда моё путешествие можно было бы легко спутать с морским круизом для богатых туристов. Только вот пункт назначения не Карибские острова, не Средиземноморье и не любое другое райское местечко из глянцевого буклета. В этот раз я забрался на самый Край Света...
Описываемые события произошли два года назад
На Краю Света
Ириан, так индонезийские моряки называют провинцию Западное Папуа, по-прежнему оставался недосягаемым. Во всём порту города Соронг не было свободного места для такого крупного судна как "Global Samudera". Прошёл час. За ним второй, третий, а мы так и не сдвинулись с места. Солнце уверено закрепилось на небосводе и безмолвие внезапно нарушил шум приближающейся моторной лодки. На борт десантировалось несколько папуасов в футболках и шортах.
- Алекс! - прокричал член нашего экипажа, который встречал гостей. Быстрым шагом он направился в мою сторону держа в вверх поднятой руке три пачки сигарет. Наше плавание затянулось и курево уже два дня как закончилось. Мы даже "допинали" все бычки из пепельниц и теперь кусали локти. На борту курили все - от механиков и до капитана. Поэтому появление лодки с таким подарком стало для нас радостным событием.
Я закурил сигарету, табак в которой смешан с какими-то специями, и сознание моё сразу затуманилось. Поэтому слова моряка донеслись до меня странным эхом:
- Алекс, ты можешь отправиться на берег с этой лодкой.
Я ответил с минутной задержкой:
- Девять дней я провёл бок о бок вместе с вами и теперь ты хочешь, чтобы я так просто сбежал? Нет уж, я лучше потерплю. Тем более, что кэп обещал сегодня устроить барбекю.
Терпеть пришлось недолго. Руководство порта нашло простое решение: вызвали буксир и оттащили в сторону поржавевший военный корабль, который уже не мог двигаться своим ходом и присутствовал здесь так, для виду. Очередной рейс "Global Samudera" благополучно завершился - мы пришвартовались. Следующие четыре дня уйдут на разгрузку и погрузку. Затем судно повернёт обратно в Сурабаю.
Путь в Папуа оказался не близким. Но не поэтому я назвал Ириан Краем Света. Новая Гвинея всегда оставалась для меня самым загадочным, недоступным и "диким" местом на нашей планете. Одно из последних белых пятен. И вот теперь я здесь. Но оставался ещё один бросок - последний, как я тогда думал.
Первые шаги или последний бросок
- Нет, мы высадим тебя в Маноквари, - поставил точку в нашем разговоре капитан пассажирского корабля "Labobar". На борт я проник зайцем и поэтому не удивился такому приговору. Остаётся радоваться, что в море не выбросили вместе с рюкзаком. Тем временем, мне нужно было попасть совсем в другой город - Набире, где меня ждал попутчик, которого я пытался догнать уже не первый месяц. Поэтому высадка в Маноквари никак не входила в мои планы. Расстояние, конечно, не самое большое, но преодолеть его по земле невозможно по одной простой причине - отсутствие дороги. Это вообще проблема всего Ириана, где основным транспортом остаются самолёты.
Но всё обошлось. Когда "Labobar" прибыл в Маноквари, поднялась такая суета, что обо мне и думать забыли. Мои соседи предложили выпить по этому поводу. Ими оказались пятеро весёлых папуасов, которые занимались выпиванием уже третий час. Их лица при свете луны выглядели как-то зловеще, а у одного из персонажей отсутствовал глаз. Вся компания больше походила на пиратов из морских романов, чем на обычных пассажиров. Но я не стал отказываться, хотя бы потому что предстояло скоротать ещё целую ночь. Лучше уж так, чем в одиночестве на палубе под проливным дождём.
Пили из одного бокала. Им стала распиленная на две-трети банка колы. Тост прозвучал лаконично:
- Папуа мердека! (прим. - за независимость Папуа! Новую Гвинею делят между собой Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Естественно папуасы Ириана недовольны положением вещей и требуют объединения всего острова. Вот уже более 30-ти лет повстанцы "Органисаси Папуа Мердека" ведут освободительную борьбу, конца которой невидно. Чем-то напоминает
историю провинции Ачех.)
Утром я сошёл на берег в порту города Набире и направился прямиком в церковь Иезуитов. Здесь мой попутчик Марк зарабатывал себе на новые очки взамен тех, что недавно разбились в дороге. Он вёл урок английского языка в местной школе. Дожидаясь его я успел познакомиться с местными ребятами, которые находятся под опекой Иезуитов. Они ходят в джинсах, играют на гитаре и даже немного владеют английским. Но ещё совсем недавно (год-другой назад) они спустились с гор с доисторическим оружием в руках, никогда не ели риса, не видели белого человека, не носили никакой одежды кроме традиционной, то есть котеки (прим. - насадка на пенис, которую носят папуасы) и считали нормальным утащить понравившуюся девушку обратно к себе в дикую деревню. За такими персонажами был нужен глаз да глаз.
Позаботился о них учитель Джохан и теперь ребята вполне себя нормально чувствуют в цивилизованном мире. Луки, перья и копья им больше не понадобятся. Весь инвентарь аккуратно лежит в шкафах и достаётся лишь по праздникам. Джохан родился и вырос на Яве. А сюда на периферию империи он направился по собственному желанию. Сейчас он пишет книгу о всех тех папуасах "с гор", которые пытаются приспособиться к жизни в индонезийском обществе. К сожалению, мне не выпало шанса подольше пообщаться с этим замечательным человеком. Джохан заболел малярией и следующим утром улетал в Тимику, т.к. в Набире нет подходящего госпиталя. Здесь вообще по-моему нет госпиталя.
Вечером мы с Марком разложили на полу карту Ириана и принялись разрабатывать наш дальнейший маршрут. К сожалению, картам этого региона доверять нельзя. Сколько я их видел, они все разные и не отражают действительности. Но одно было известно точно - из Набире уходила дорога, которая могла привести нас куда-нибудь, что уже большая редкость для Папуа. Дорога вела в Энаротали, из которого можно пойти пешком к некоторым племенам. Но наши планы легко разрушил Джохан:
- Эту дорогу сейчас перекрыли солдаты. Они никого не пускают и не выпускают. У меня есть студенты из Энаротали. Там повстанцы обстреляли военных. Теперь начинается операция по зачистке. Будут сжигать какую-то деревню.
- Ну что, друг мой, похоже нам с тобой теперь в Джаяпуру, - подвел черту Марк.
Продолжение следует...
Анонс: в продолжении читайте о знакомстве с вице-губернатором Папуа, о перелете на маленьком самолёте, который казалось вот-вот развалится на части и о многом другом.