Леонид Красин в Баку...

Nov 24, 2020 18:34

24 ноября скончался Леонид Красин (1870-1926), революционер, руководитель Боевой группы РСДРП, дипломат…



Леонид Красин в Баку. 1903 год

В 1901 году в Баку была создана группа искровцев, которую возглавил Леонид Красин. Сочувствующий революционерам инженер Классон приглашает Красина на строительство электростанции в Баку.

Талантливый и высокообразованный инженер сразу выдвигается на первые роли и после окончания строительства становится фактически директором электростанции.

В глазах бакинских обывателей и охранки инженер Красин превратился из оборванца с сомнительным прошлым в преуспевающего менеджера высокорентабельного и перспективного предприятия.

Грузинскому революционеру Ладо Кецховели первому пришла в голову мысль создать в Баку революционную типографию. Но ни оборудование, ни бумагу не купишь без разрешения самого губернатора. А это было невозможно.

Ладо с виртуозностью бывалого мошенника добывает пустой бланк Елисаветпольского губернатора. Красина раздражает такой подход, царские тюрьмы отучили его рисковать попусту, ставя под угрозу жизни своих товарищей. Кецховели, однако, удалось убедить Леонида Борисовича: они идут к нотариусу и делают копию с разрешения, что придает документу хоть какую-то видимость подлинности.



Вскоре Кецховели находит старую типографскую машину. Сторговались на 900 рублях. Красин, который к тому времени собрал на своей электростанции многих революционеров, давая им возможность зарабатывать и в то же время поддерживать нелегальные связи, собрал 800 рублей, остальное должен был добыть Авель Енукидзе, еще один грузинский подпольщик. Он отправляется в Тифлис, где к тому времени уже действовала группа социал-демократов. Руководитель тифлисского подполья Сильвестр Джибладзе отказывает бакинской группе в финансовой поддержке. Тифлисцы хотели, чтобы типография находилась под их контролем.

И уже после того, как в Тифлис начала поступать первая нелегальная литература, тифлисцы послали в Баку двух опытных наборщиков и начали оказывать постоянную помощь деньгами. Бакинская типография печатала нелегальную грузинскую газету "Брдзола", прокламации и листовки Бакинского комитета.

Вскоре был схвачен Ладо Кецховели. Енукидзе, пренебрегая всеми правилами конспирации, мчится домой к Красину. Оба понимают, что Ладо - стойкий революционер и никакие пытки не заставят его говорить, по крайней мере, первые часы. А потом... кто знает?

Машина находилась в доме у старого татарина со сказочным именем Али-Баба, который никому не доверял, к тому же знал он только Ладо, который дал ему четкие инструкции и приказал никому машину не отдавать. Впрочем, двести рублей, которые ему предложил Красин, убедили его поступиться своей принципиальностью.



Через несколько часов машину забирает Шелгунов, опытный революционер, знакомый с самим Лениным по питерской подпольной работе, прибывший в Баку для усиления местного комитета. Это стало его первым ответственным заданием.

Руководить типографией теперь поручено Трифону Енукидзе (подпольная кличка "Семен"), они с Красиным, будучи ярыми врагами всякого кустарничества, хорошо понимали друг друга и считали, что типографию необходимо выводить на высокий технический уровень.

Семен снял дом в татарском квартале, откуда замаскированный подземный ход вел к никому не известному глубокому подвалу, именно там разместилась теперь типография, в помещении которой работало семь человек, лишь раз в неделю и не больше чем по двое выходивших за пределы дома.

Через некоторое время типография была расширена, однако основная часть оборудования была стара и выдавала продукцию, качеством которой подпольщики были недовольны.



Типография "Нина" в Баку

Необходимо было купить новую мощную современную машину. Такие продавались только за границей и стоили огромных денег (2-3 тысячи рублей). Раздобыть необходимую сумму поручили Красину. Такая задача граничила с фантастикой, однако Леонид Борисович ее не испугался. В этом ему помогла прибывшая с гастролями в Баку известная актриса Вера Комиссаржевская (об этом читайте - здесь).

Получив деньги, "Семен" отправляется к владельцу небольшой типографии Ованесьянцу, представляется представителем общества "Электрическая сила", одним из директоров которого был Красин, и просит помощи в создании типографии компании.

Он предлагает выписать из-за границы машину, щедрые комиссионные способствуют взаимопониманию, и Ованесьянц соглашается.

Вскоре машина была получена, это было последнее слово техники, и владелец типографии, потрясенный ее техническим совершенством, отказывается отдать ее заказчикам, предлагая вернуть их деньги.



Революционеры в бешенстве, они бессильны что-либо изменить, не обратишься ведь в полицию.

"Семен" избрал другой путь. Среди бела дня он с несколькими товарищами подъехал к складу фирмы "Арор" и специально приготовленным ломиком взломал замки, по его приказу товарищи принялись выносить машину на улицу. Внезапно появившийся городовой заставил "воров" обомлеть, стало ясно: это провал! И вдруг грузинский подпольщик Вано Стуруа крикнул городовому: "Эй. земляк, помоги!"

Конечно, это не работа городового, представителя власти, помогать всяким мужикам, но на улице никого не было, и он принялся помогать грузить машину на подводу.

Похищенная таким рискованным способом машина стала основой для подпольной типографии РСДРП, которая с тех пор стала называться "Нина". Сюда Ленин посылал готовые матрицы. Многие революционные рабочие в Украине получали ленинскую "Искру", не зная, что она напечатана не в Женеве, как раньше, а в Баку.

Люди Красина снабжали "Искрой" и другой революционной литературой всю империю. Были выпущены сотни тысяч листовок.

Именно "Нина" тиражировала статью "Извещение о II съезде Российской социал-демократической партии". Оригинал прибыл из Женевы на светочувствительной пленке, которая при попадании на свет разрушалась. В потемках опустелой конторы общества "Электрическая сила" один из руководителей этой компании Леонид Красин проявлял пленку; чтобы, сдав ее в печать, оповестить все революционные силы о предстоящем событии.



После раскола РСДРП работники типографии провели партийное собрание, на котором решили поддержать политическую линию Владимира Ленина и стали большевиками, а "Нина" стала центральной подпольной типографией РСДРП(б).

Судьбы людей, создававших типографию, сложились по-разному: кому-то предстоит погибнуть, кого-то ждут аресты и ссылки. Леониду Красину предстоит стать одним из руководителей Страны Советов.

И огромные Советские типографии, которые миллионными тиражами выпускали книги для самой читающей в мире страны, несли на себе отпечаток подвига первых большевиков, организовавших бакинскую подпольную типографию…

Источник текста

Худ. фильм "Красный дипломат" (СССР, 1971 год):

image You can watch this video on www.livejournal.com


коммунисты, леонид красин, ладо кецховели, типография нина, старый баку, большевики

Previous post Next post
Up