Муслим о современной эстраде...

Oct 25, 2020 16:43

25 октября скончался Муслим Магомаев (1942-2008), Народный артист СССР (1973)…



Муслим Магомаев. Из книги "Живут во мне воспоминания":

"Когда во второй половине 1980-х годов, в ходе "перестройки" все увлеклись погоней за современностью, то многие теперешние звезды и звездочки стали воспринимать старые песни как нечто отжившее, относились к прежнему репертуару с пренебрежением: "Старье!" Но очень скоро пришло время, когда возникла ностальгия по нормальной жизни, по нормальным чувствам, нормальным отношениям.

И вольно или невольно молодежь потянуло к песням их дедов и отцов. Это не просто дань уважения увлечениям старших - и у молодых наступают минуты, когда среди грохота дискотек их душа требует красоты. А в тех песнях она была. Была задушевность, мелодия, поэзия.

В таком обращении есть традиция - ведь и мы в молодости не забывали нашу песенную классику. Она не отрицалась, а сосуществовала с новыми песнями.

Всему свое время.  Хотя я человек не молодой, но, надеюсь, вполне современный и всегда воспринимаю с удовольствием, когда слышу что-то интересное в современной музыке. Сейчас есть хорошие певцы, есть похуже, есть талантливые ребята, есть менее талантливые. Правда, трудно определить кого-то в полной мере, потому что под фонограмму все поют сносно. Возможно, голос на эстраде сейчас и не нужен. Не могу отрицать, что какие-то теперешние песни мне не нравятся, и нет гарантии, что впоследствии на сцене не появиться еще что-то, совсем несуразное. И это новое будет нравиться публике. Я ее не осуждаю. Может ведь случиться так, что будет еще хуже…

Но новая жизнь продолжается по своим законам. И надо жить сейчас, а не только вспоминать - ой, как было здорово когда-то. Во все времена старшее поколение было недовольно молодежью. Я не хочу быть похожим на таких людей. Конечно, мне многое не нравится в том, что показывает ТВ…



Эстрада развивается волнообразно - то мельчает, то наполняется. Наполняется количественно, но мельчает качественно. Хотя уже заметно, что в ней появляется возвращение к содержанию. Песни-пляски - хорошо, музыка дискотек - это энергия, которую растрачивают. Но надо же иногда и дыхание перевести, заглянуть в себя, задуматься о жизни.

Некогда эстрада была Золушкой, сейчас же она потеснила с телеэкранов, из эфира академические виды музыкального искусства. Что касается отношения к классике, то сейчас к ней относятся не так как раньше. Спросите у молодых о великих композиторах - многие вообще не знают, кто это. Конечно, любители классики остаются, но все равно круг их будет сужаться. Сложно сказать, к чему мы придем. Несмотря на то что в свое время я оставил оперную сцену и перешел на эстраду, я ставлю классику превыше всего.

В нашей песне еще недавно работали профессионалы - композиторы и поэты. Сейчас это пока явление редкое. Глядя на маститых артистов, я думаю: а хорошо, что когда-то у нас было живое искусство.  Я мог, но не любил петь под фонограмму. И пользовался ею только в исключительных случаях. В основном это происходило на правительственных концертах, например, в Кремлевском Дворце съездов. И все-таки поешь, верней, делаешь вид, что поешь, раскрываешь рот - и боишься, как бы твоя артикуляция не выбилась из звуков фонограммы. Неприятно! Неприятно и то, что мне всегда было тесно в оковах готовой записи. Потому что «вживую» я спел бы то же самое произведение несколько по-другому. Справедливости ради надо сказать, что в последние годы Советской власти нам на таких концертах уже разрешали петь "вживую".

Сейчас говорят, что все должны отказаться от фонограммы. Некоторых певцов я послушал - не приведи Господь! Пусть уж лучше поют под свою "фанеру". Потому что, чтобы петь живьем, необходимо иметь хороший голос, музыкальность, надо петь чисто, а не попадать между нот. Думаю, что если сейчас решат обходиться без фонограммы, то останутся от силы 5-6 исполнителей, достойных того, чтобы петь и делать этого хорошо.

По природе я домосед, не люблю общения ради общения. Поэтому практически не посещаю теперешних "тусовок", всех этих приемов-банкетов, где собирается много народу. Считаю, сейчас не мое время. И очень удивляюсь своим ровесникам, которые "тусуются" с молодежью. Я даже слово этого не люблю - "тусовка"…



Со сцены я ушел. Ушел незаметно, без громких заявлений. Не хочу, чтобы люди начали замечать… постепенный уход сцены от меня! Сцена - одушевленный организм, который любит и вдохновляет таланты и терпеть не может бездарностей, людей случайных, которых она со временем все равно сталкивает со своих подмостков. Поэтому артист должен очень уважать сцену и не пользоваться ее терпением. Кстати, очень давно, когда я только появился на эстраде, стал известным, в статье в одном из популярных тогда журналов я сказал, что каждый уважающий себя певец должен знать свой срок, что сам я уйду с первой "качкой" в голосе. Было мне тогда немногим более 20 лет.

И вот теперь не хочу становиться пародией на самого себя. Хочу, чтобы люди запомнили меня, в общем, неплохо выглядевшего и поющего… Лучше, если ко мне будут обращаться с вопросом, почему я ушел со сцены, а не говорить: "Да сколько же он еще можно петь?!" Не хочу доказывать кому-то, что я могу долго петь - зачем? Своим пением надо доставлять удовольствие людям, а не доказывать что-то. Зачем перешагивать в другой век? Сейчас все другое - манера пения, музыка, люди стали другими, мир стал другим. Конечно, приятно, что люди тебя узнают, даже когда едешь в машине, оборачиваются, смотрят на тебя. Приятно, когда сетуют на то, что я, дескать, рано ушел. Но лучше уйти, пока узнают, пока говорят, что они опечалены моим отсутствием на эстраде.

И все же главное в том, что я сам перестал получать удовольствие от пения. Чтобы выходить на сцену, нужно хотеть петь. Делать же это с неохотой не хочу. Я пел 50 лет! Начал петь еще в школе, в 14 лет, когда и не думал стать певцом. Просто пел, как птица. Человек поет, потому что не может не петь. И вот с годами радость от этого стала пропадать. До последнего времени, когда мне надо было где-нибудь выступать минут двадцать, я шел и пел. Мог завестись ненадолго на какие-нибудь, скажем так, легкие песни. Но если говорить о такой песне как "Благодарю тебя", то ее не исполнишь в плохом настроении. "Мелодию" тоже не споешь, если не настроишь себя на нее. К сожалению, с возрастом уходит не только задор, но и голос. А мне не хочется, чтобы изменения слышали другие.

Несколько лет назад мои друзья космонавты попросили выступить у них. Я спел тогда "Мелодию". И вот недавно они захотели повторить концерт. Но я сказал: "Нет, я дал себе слово". Не всем понятно мое решение оставить сцену, просят вернуться, говорят, ну мало ли что вы слово дали. Но я если его дал, то это навсегда.



Могила Магомаева в Баку

Голос у меня действительно до сих пор здоров, но лучшей уйти раньше, чем опоздать, не ждать, когда тебя мысленно уже проводят. Ведь я всегда пел о любви, а теперь переделывать свой репертуар под "песни старца" не хочу. Да и желания вернуться нет. С кем петь? Выйти на сцену, когда до тебя на ней прыгали двадцатилетние девочки и мальчики, и петь баритоном?.. Быть дедушкой рядом с мальчиками?..

Когда-то мне одному из первых сделали предложение заложить именную "звезду" на тротуаре около концертного зала "Россия". Я отверг это сразу. Объяснил, что никогда не любил быть "в толпе". Скажут - нескромно. Возможно, хотя я никогда не считал себя великим, как это делают сейчас многие "звезды" и "звездочки". Зато всегда думал о тех вершинах, до которых мне добираться и добираться, - о великих певцах Энрике Карузо, Марио Ланца, Тито Гобби… Они мои учителя, и я понимал, что мне никогда не достичь их уровня, как звезд на небе. Потому всегда считал себя лишь ищущим музыкантом. А все эти бетонные звезды, которые сейчас модно вмуровывать в асфальт, ведь это глупость. Ходит народ, топчет твое имя ногами. Зачем это нужно? Слава сиюминутна. Все мы на этой земле пребываем временно. За свои дела каждый из нас будет отвечать там… А земная мишура - это ведь суета.

И вот теперь нет ни тротуара, ни звезд, ни здания гостиницы "Россия"…"

image Click to view


ссср, музыка, муслим магомаев, азербайджанская сср

Previous post Next post
Up