Есть мнение, что любой старый город "стоит на костях". Под этим подразумевается большое число различных захоронений и кладбищ, которые с течением времени исчезли, растворились в ландшафте, новой застройке, культурном слое. Конечно, каждый случай индивидуален и зависит от особенностей быта, культуры, исторических событий. Где-то это единичные случае, где-то поселения в прямом смысле находятся на некрополях. Белгород не исключение, находки человеческих останков при строительстве для нас скорее норма, чем эксцесс. Находки могут быть очень разнообразны. По времени - это от эпохи поздней бронзы до последних лет. По масштабу: единичные - курганные, усадебные, техно-антропогенные, военно-санитарные, криминальные; групповые - прицерковные, семейные; массовые - обособленные кладбища, братские могилы, нерегулярные и т.д. Это только краткий и условный список. Не будем пока останавливаться на малых захоронениях, они исчезают куда быстрее, интереснее как уходят в забвение крупные.
Каждый, кто хоть раз изучал старые карты и архивные записи, невольно отмечал для себя местонахождения кладбищ того времени. Самый простой пример: план Белгорода начала XX века. На большинстве были изображены два больших городских кладбища. Это "старое" и "новое". "Новому" к тому времени перевалило за 100 лет. Оно до сих пор существует, это кладбище на ул. Попова. А вот с другим всё гораздо сложнее. Информации по нему крайне мало, но вероятнее всего оно появилось всего на 10-15 лет ранее. Так же встречается наименование "второе" вместо "старое", что, соответственно, намекает.
Что мы знаем об истории "нового" кладбища? Документально подтверждено его появление в последней четверти 18-го в. С этого момента имеются и сугубо материальные артефакты - редкие одиночные надгробия, выполненные из камня на высоком художественном уровне. И главное - кладбищенская церковь, закладка которой проходила в 1790-е. Знакомый с темой читатель отметит сходство датировки с аналогичными крупными городскими кладбищами по всей России. Это и понятно, после ряда эпидемий императрицей Екатериной были приняты законодательные регламенты, определяющие вынос территорий новых захоронений за пределы населённых пунктов. При этом вводились обязательные санитарно-охранные требования: минимальное расстояние до жилищ, рельеф местности, защитный ров, ограждение. При создании регулярного плана застройки Белгорода 1768 г. одним из пунктов значилось сооружение загородного кладбища - таким образом отмечается нижняя граница.
До этого значительные групповые погребения концентрировались вокруг церквей, в монастырях и их владениях. Последнее подтверждается документами: некоторые игумены и игуменьи были похоронены в загородных усадьбах, например в садах (такие могилы, судя по всему были неединичными).
Останки, найденные на месте Михайловского храма (ул. Белгородского полка - Гражданский пр.):
Некоторое распространение имели и гражданские придомовые семейные погребения, например в огороде. Удивительно, но подобная практика встречалась и в недавнее время. Из этого можно с достаточной уверенностью делать прогнозы относительно находок останков в том или ином месте. Например, мы знаем, что до начала 19 в. где-то был храм - 99% рядом будут погребения. Если не полноценное кладбище - то одиночные могилы священников и меценатов. Таковые существуют у сохранившегося Крестовоздвиженского храма, найдены у Смоленского собора, при восстановлении снесённой церкви на Старом городе, и у других.
Около 350 могил найдено только на территории здания Митрополии (Свято-Троицкий собор), при этом не раскапывалось знаменитое по фото "Братское кладбище" и усыпальницы владык:
Склеп полковника Николая Волкова, вскрытый при строительстве церкви Серафима Саровского (одна из 10 обнаруженных могил):
Самый знаменитый пример - могила полковника Дренякина на Песках. Последнее место замечательно преемственностью: соседствуют остатки прицерковного и гражданского кладбища с братскими могилами Гражданской войны, в центре - крупнейшая братская могила Великой отечественной войны, есть предположение (по географическим закономерностям), что на этом месте могли быть различные поселения бронзового века, 1-го тысячелетия н.э., раннего средневековья с соответствующими последствиями.
Следы старого склепа, открывшиеся при сооружении памятника. Справа - найденные рядом обломки посторонних надгробий (храм находился на месте современной дороги):
Часто найденные останки проходят как неопределенные и недатированные из-за отсутствия взаимодействия судмедэкспертизы с археологическими исследованиями. Да и вообще из-за отсутствия какого-либо корректного исследования. Ещё чаще, в случае перемешанных культурных слоёв (распространённая городская проблема), найденным костям не придаётся никакого значения и они вывозятся вместе с грунтом. Они выдаются за животный мусор, которого действительно очень много - в приусадебных ямах и канавах встречаются центнеры костей.
С 19 в. крупных захоронений у церквей не производится. Обнаруженные кладбища на месте утраченных старинных храмов по своему характеру свидетельствуют о долгом времени забвения. Их территории осваиваются и используются в хозяйстве. Аналогичный процесс происходит и в 20 в., его апогей - послевоенный период. Причины и процесс гибели кладбищ мы рассмотрим в следующей части.
Единственное сохранившееся прихрамовое кладбище (Кошары) с современными крестами на могилах священников взамен истлевших от времени: